История студенческого театра МГУ

Советует Культура.рф
Первый публичный театр Москвы — от XVIII столетия до наших дней
Ссылка скопирована

Любительская труппа при Императорском Московском университете появилась вскоре после его открытия и стала первым публичным театром в городе.

Небольшой студенческий коллектив, который играл первые спектакли для преподавателей и родственников, положил начало двум самым известным российским театрам — Большому и Малому. В нем дебютировали знаменитые артисты XVIII–XIX веков: Иван Калиграф, Егор Залышкин, Андрей Ожогин.

Изучаем историю театра МГУ — от постановок XVIII столетия до театра МОСТ, который открылся в Москве в 1999 году.

Основание театра

Студенческий театр при Императорском Московском университете появился в 1756 году. Согласно сведениям из «Ученых записок Московского университета», его основали, чтобы дать учащимся «новое поприще к развитию и образованию их способностей в декламации и мимике, в переводах, подражании и сочинениях».

Любительскую труппу набрали из числа студентов и учеников университетской гимназии. В первых постановках играли поэт Ипполит Богданов, драматург Денис Фонвизин, писатель и этнограф Михаил Чулков. Театром руководил писатель Михаил Херасков, который в то время служил в университетской канцелярии.

Все женские роли в спектаклях сначала играли юноши. Но уже в 1757 году в газете «Московские ведомости» появилось объявление: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярии Московского Университета». В труппу вступили первые профессиональные актрисы в России — Татьяна Троепольская и Авдотья Михайлова.

В репертуар театра входили как российские, так и зарубежные произведения. Студенты ставили пьесы Александра Сумарокова и Михаила Ломоносова, переводили французские и итальянские оперы и комедии.

В конце 1757 года при Московском университете открылись художественные классы, где обучали актеров для труппы. Там получили образование в будущем известные артисты Егор Залышкин, Иван Калиграф, Андрей Ожогин. Кроме того, на нескольких специальных отделениях готовили художников-декораторов, музыкантов и оперных певцов.

Первыми зрителями университетского театра были студенты, преподаватели и их родственники. Спектакли проходили в сенях университетского дома у Воскресенских ворот. Труппа выступала и на ярмарках, участвовала в пасхальных и масленичных гуляньях.

В 1758 году в Москве открылся «Оперный дом», которым руководил итальянский оперный певец и антрепренер Джованни Баттиста Локателли. В дни, когда основная труппа не выступала, студентам разрешили играть на его сцене. Первым спектаклем, который они поставили в «Оперном доме», стала пьеса Марка Антуана Леграна «Новоприезжие». По договору с основателем университета Иваном Шуваловым Локателли не только предоставлял студентам сцену, но и обучал их актерскому мастерству.

Антреприза Майкла Меддокса

В начале 1762 года умерла императрица Елизавета Петровна. В России объявили долгий траур, и представления Московского театра прекратились. Только в 1766 году Екатерина II распорядилась восстановить труппу. Спектакли сначала шли в Головинском оперном доме в Лефортово, затем для театра построили здание на Знаменской улице в Москве.

В феврале 1780 года, во время спектакля «Дмитрий Самозванец», в театре начался пожар. За несколько часов деревянное строение выгорело дотла. Из публики и актеров никто не пострадал. В том же году по распоряжению руководителя театра английского инженера Майкла Меддокса построили новое каменное здание на Петровке.

По месту расположения театр стали называть Петровским. В его труппу вошли некоторые выпускники Московского университета — Андрей Ожогин, Петр Плавильщиков, Иван Калиграф. В 1825 году на основе Петровского театра возникли два новых: Большой и Малый.

С конца XVIII столетия и весь XIX век в Московском университете продолжали ставить спектакли, но для небольшого круга зрителей: в основном на них приходили сами студенты, их друзья и родные. Труппу содержали на средства, которые собирали профессора и учащиеся, и на добровольные пожертвования публики.

Театр Московского университета в ХХ веке

После революции 1917 года университетский театр закрыли на несколько лет. Только в 1924-м студенты МГУ поставили первый спектакль — «Власть тьмы» по одноименной пьесе Льва Толстого.

До середины ХХ столетия театр работал как любительская студия при клубе МГУ. В 1957 году его возглавил режиссер Ролан Быков. Он пригласил в труппу молодых актеров, которые впоследствии прославились на всю страну: Аллу Демидову, Ию Саввину и других. Быков преобразовал студенческий коллектив в профессиональный театр, ввел гонорары для актеров и билеты на спектакли, которые раньше были бесплатными.

В 1959 году Быков стал главным режиссером театра «Ленком» и ушел из университетской студии. Вместо него спектакли ставили Петр Васильев, Леонид Варпаховский, Николай Петров, Марк Захаров. Студия работала до 1969 года, затем ее закрыли по распоряжению парткома МГУ.

Студенческий театр при университете вновь появился только в 1981 году. Его главным режиссером стал Евгений Славутин. Он одним из первых начал сотрудничать с драматургом Виктором Коркией. В 1988 году в репертуаре театра появилась пьеса этого автора «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили».

Главными героями спектакля были Иосиф Сталин и Лаврентий Берия. Произведение выглядело чересчур смелым даже для времен перестройки, но худсовет МГУ разрешил поставить пьесу на сцене. После выхода спектакля в прессе появилось множество положительных отзывов.

В 1990-х годах Евгений Славутин обратился к жанру театрального кабаре. Первым спектаклем этого направления стала постановка «Синие ночи ЧеКа». Труппа представила его на Эдинбургском театральном фестивале, где постановку восторженно приняли европейские зрители и журналисты.

Театр МОСТ

9 декабря 1999 года на основе студенческого театра МГУ открылся государственный театр МОСТ под руководством Евгения Славутина. Первые 10 лет труппа играла в помещениях университета. Затем в 2010 году МОСТ переехал в собственное здание на Большой Садовой улице.

В репертуар театра вошли классические пьесы российских и зарубежных драматургов, произведения современных авторов — трагедии, психологические драмы, лирические и авантюрные комедии. Спектакль «Поминальная молитва» по мотивам произведений Шолом-Алейхема и Григория Горина получил в 2018 году премию «Звезда театрала».

Автор: Ирина Кирилина

Скачать приложение