Сатирик с грустными глазами
Григория Горина — выдающегося комедиографа, драматурга — ставили на сценах театров, экранизировали в кино даже в застойные годы. Удивительно? Да. Ведь острая сатира Горина никогда не стеснялась попадания в самые важные мишени. Порой его запрещали. Чаще — редактировали. И тем не менее Григорий Горин сделал выдающуюся карьеру, а его героев мы цитируем и по сей день.
Писал Гриша Офштейн уже в детстве, рифмуя ни много ни мало события из политической жизни. Вдохновение черпал в радиопередачах о борьбе с империалистами, себя отождествляя с «народами всей земли».
Талант маленького автора первым оценил Самуил Маршак. Прочитав стихи девятилетнего Гриши, Самуил Яковлевич пророчески заметил: «Мальчик поразительно улавливает все штампы нашей пропаганды. Это ему пригодится. Если поумнеет, станет сатириком!».
Но сначала Григорий стал врачом, пошел в медицинский, где, как сам вспоминает, «научился премудростям жизни». Успел поработать на скорой помощи, при этом продолжая писать.
Григорий Офштейн вскоре взял псевдоним «Горин». «Знаете, как расшифровал мой псевдоним Володя Войнович? Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность», — отшучивался сатирик.
Первая публикация тогда еще студента-медика — в 1960-м на последней странице «Литературной газеты». В 1966 году выходит сборник юмористических рассказов «Четверо под одной обложкой», где в четверке вместе с Аркановым, Камовым, Успенским значится и Горин.
Так рассказы и фельетоны в середине шестидесятых взяли верх над медициной. Горин звучал на радио и в юмористических телепрограммах, пробуя одновременно себя в драматургии.
В соавторстве с Аркадием Аркановым написаны «Свадьба на всю Европу» и «Маленькие комедии большого дома», с Владимиром Войновичем «Кот домашний средней пушистости».
Первая театральная премьера по Горину в Театре Советской армии «Забыть Герострата» имела огромный успех.
К восьмидесятым Горин окончательно оставил малые формы и перешел на пьесы и сценарии, чем несказанно обогатил репертуар советского театра и кинематограф.
Настоящий театральный тандем сложился у Горина с Марком Захаровым.
«Тиль», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Шут Балакирев»… И сотрудничество на съемочной площадке: «Убить дракона», «Формула любви», «Тот самый Мюнхгаузен».
Надо упомянуть, что сам Горин скромно считал себя не сатириком, а юмористом: «Для меня «сатирики» — это узаконенные обществом борцы, призванные сделать окружающую жизнь лучше».
И сегодня имя Горина не сходит с афиш. К юбилею сатирика, в 2015 году, «Тиль» поставили в орловском театре «Свободное пространство», петербургский Учебный театр «На Моховой» взялся за «Прощай, конферансье», а в Нижнем Тагиле показали спектакль «Чума на оба ваших дома!».
«Юмор — продукт скоропортящийся», — утверждал Григорий Горин. И свои слова опровергал собственными произведениями. Мюнхгаузен — все тот же; и граф Калиостро, появись он вдруг в России, был бы нарасхват. И «ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может», и так и не открыта формула любви.