Яблочко от яблоньки: российские архитектурные династии
«Культура.РФ» вспомнила 7 семей, где от отца к сыну передавалась не только фамилия, но и ремесло архитектора.
Династия Растрелли
Отец: Карло Бартоломео Растрелли
Сын: Франческо Бартоломео Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли — главный российский представитель стиля барокко, автор самых известных памятников Петербурга и его окрестностей — был не первым архитектором в семье. Его отец, Карло Бартоломео, хоть и прославился как скульптор — он был автором статуи Петра I перед Михайловским замком) — имел и образование зодчего. Однако его архитектурное наследие намного скромнее, чем у сына. Это нереализованный проект Стрельнинского дворца для Петра I, строительство несохранившегося Анненгофа в Лефортово. Исследователи сходятся во мнении, что именно отцу Растрелли-младший обязан своей успешной карьерой. Франческо Растрелли строил Зимний дворец, Смольный собор, Большие дворцы в Петергофе и Царском Селе.
Сын Франческо Бартоломео Растрелли — Иосиф Яков — умер от холеры, когда был совсем маленьким, и творческая династия прервалась.
Династия Бланков
Отец: Иван (Иоганн Фридрих) Бланк
Сын: Карл Бланк
Иван Бланк мог бы стать кузнецом, как его отец, но в девятилетнем возрасте его отправили на обучение к петербургскому зодчему Георгу Маттарнови. Более серьезное архитектурное образование он получил у Михаила Земцова вместе с которым строил церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте и церковь Симеона и Анны на Моховой улице в Петербурге. Впоследствии Иван Бланк работал и самостоятельно: построил Знаменскую церковь в Царском Селе, спроектировал «Римские фонтаны» и фонтан «Шахматная гора» в Петергофе. Его сын, Карл Бланк, также стал архитектором. Он возвел в Москве храм Николая Чудотворца в Звонарях, храм Екатерины на Всполье, и одно из самых грандиозных дореволюционных сооружений — здание Императорского воспитательного дома. Бланк-младший стал одним из последних русских архитекторов, строивших в стиле барокко, и одним из первых, кто попробовал себя в классицизме.
Династия Жилярди
Отец: Джованни Батиста Жилярди
Сын: Доменико Жилярди
Племянник: Алессандро Жилярди
Всего в истории русского искусства известны восемь представителей семьи Жилярди. Один из них — Доменико (Дементий) Жилярди — застраивал Москву после пожара 1812 года. Он принимал участие в восстановлении колокольни Ивана Великого в Кремле, Московского университета на Моховой улице, а также Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади, которые когда-то строил его отец. Доменико Жилярди возвел Опекунский совет на Солянке, усадьбу Гагариных на Поварской улице и дом Лунина на Никитском бульваре. Старший Жилярди — Джованни Баттиста — чаще контролировал строительство по чужим проектам, чем строил по своим. Он работал над Воспитательным домом Бланка, усадьбой Кузьминки, над особняком Демидовых. На строительстве Воспитательного дома и усадьбы Кузьминки работал и Алессандро Жилярди, племянник Джованни Баттиста.
Династия Быковских
Отец: Михаил Быковский
Сын: Константин Быковский
Михаил Быковский организовал Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а также Московское архитектурное общество. Как архитектор он прославился постройкой псевдоготической подмосковной усадьбы Марфино, собора Спасо-Бородинского монастыря, Ивановского монастыря. Его младший сын Константин Быковский стал главным архитектором Московского университета. Он возвел клиники медицинского факультета на Девичьем поле, Зоологический музей и университетскую библиотеку на Большой Никитской. Старший сын Михаила Быковского — Николай — стал художником.
Династия Штакеншнейдеров
Отец: Андрей Штакеншнейдер
Сын: Николай Штакеншнейдер
Андрей Штакеншнейдер был одним из самых известных петербургских архитекторов в XIX веке. Автор Мариинского и Николаевского дворцов, дворца Белосельских-Белозерских в Петербурге, Штакеншнейдер был не только талантливым архитектором «Высочайшего двора», но и человеком, который собирал вокруг себя интеллектуальную элиту. На его приемах бывали Достоевский, Тургенев, Гончаров, Айвазовский и другие писатели, художники, музыканты. Его сын — Николай Штакеншнейдер — закончил Академию художеств, переехал из Петербурга в Крым и стал городским архитектором в Ялте.
Династия Шервудов
Отец: Владимир Шервуд
Сыновья: Сергей Шервуд, Владимир Шервуд
Основными занятиями Владимира Шервуда были живопись и скульптура. Его кисти принадлежат портреты Диккенса, Тютчева, Забелина, Соловьева. Он создал памятники Александру II в Самаре и Казани, Пирогову — в Москве и памятник-часовню «Героям Плевны». Также он известен тем, что построил Исторический музей на Красной площади. Из семи детей Шервуда архитекторами стали двое. Старший сын Сергей, как и отец, был поклонником неорусского направления. В этом стиле он возвел Крестовоздвиженскую церковь под Истрой и собор Шамординского монастыря в Калужской области. Средний сын — Владимир Шервуд — занимался в основном проектированием доходных домов. Он построил несколько десятков московских зданий в стиле модерн.
Династия Бенуа
Отец: Николай Бенуа
Сыновья: Леонтий и Альберт Бенуа
Племянник: Юлий Бенуа
Внучатый племянник: Альберт Бенуа
В XIX — начале XX века фамилия Бенуа была известна как художественная и архитектурная династия. Николай Бенуа был главным архитектором Петергофа, возвел здесь здание вокзала и почту, Императорские конюшни, Фрейлинские корпуса и многие другие сооружения. Его сыновья, Леонтий и Альберт, и племянник Юлий в 1910-х годах в Петербурге построили многоквартирный жилой дом, который называли домом трех Бенуа. Среди других архитекторов творческой династии известен и Альберт Бенуа, автор церкви Успения Пресвятой Богородицы на православном парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.