Пожар 1812 года: Москва до и после
В московском пожаре 1812 года погибло две трети зданий. Город восстанавливали больше 30 лет, одни дома и улицы приходилось отстраивать заново, другие — реконструировать. Какой была Москва до пожара, какие разрушения принес огонь и в чем заключалась работа Комиссии для строения.
Москва начала XIX века
До пожара 1812 года Москва была одним из самых крупных и богатых городов России. Соперничать с ней мог только Петербург. Наполеон, впервые увидев Москву, написал в письме жене: «Город так же велик, как Париж». Это было преувеличение: в Париже в то время жили почти 720 тысяч человек, а в Москве — только 270 тысяч.
Москва впечатляла и площадью, и количеством жилых домов, общественных зданий, церквей. До Отечественной войны 1812 года в городе было почти 10 тысяч домов, больше четверти из них — каменные, через реки было переброшено почти 40 мостов. Москву украшали старинные памятники архитектуры: Большой Кремлевский дворец и Университет, Гостиный Двор и Воспитательный дом, Грановитая и Оружейная палаты и другие. В городе работали больницы, школы, типографии, театр.
Наполеон писал о Москве: «1600 колоколен и тысячи дворцов». На самом деле в городе было около 300 храмов и 24 монастыря, но впечатленного императора Франции можно понять: весь город сверкал золотыми куполами.
Пожар 1812 года
2 сентября 1812 года войска Кутузова вышли из Москвы. При отступлении были подожжены баржи с сеном и продовольственные склады. Пожарные части покинули город. Уже через сутки в Кремле был Наполеон. Депутации от населения он не дождался: город был пуст, в нем остались лишь дворовые крестьяне (около 3% населения Москвы). В это время в городе уже бушевал пожар.
Пожар продолжался около недели. В пустой Москве орудовали мародеры, солдаты Наполеона подорвали Новый артиллерийский двор, подожгли Вдовий дом с тяжело раненными русскими солдатами в Кудрине. При отходе из Москвы французы заминировали Грановитую палату, Арсенал, колокольню Ивана Великого и башни Кремля. Несколько башен и стены Кремля, часть Арсенала и две пристройки к колокольне Ивана Великого были взорваны.
Полиция после возвращения в город составила Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений. Сгорела почти вся Москва. На Тверской уцелели только 12 домов, а в Китай-городе всего два, в пожаре погибли Университет с библиотекой и архивами. Не уцелели памятники культуры и в частных собраниях — считается, что сгорел единственный экземпляр «Слова о полку Игореве» из коллекции Мусина-Пушкина. Общий ущерб оценили в 320 миллионов рублей.
«Пожар способствовал ей много к украшенью»: восстановление города
Вернувшиеся в разоренную Москву жители стали ее отстраивать. Чтобы вернуть городу архитектурный облик, Александр I учредил в 1813 году Комиссию для строения Москвы.
Архитектурный отдел Комиссии под руководством Осипа Бове разработал так называемые «образцовые проекты» — по ним строились московские особняки. В проектах было прописано всё: размеры домов, их этажность, окраска. Любые изменения нужно было согласовать с комиссией. Однако новые особняки не выглядели одинаково. Они отличались и по композиции, и по планировке, и по декору. К 1816 году практически все жилые дома были восстановлены.
В 1817 году Александр I утвердил Генеральный план города — его также составил архитектурный отдел Бове. Строить деревянные дома в центре Москвы теперь запрещалось, улицы нужно было проектировать прямыми и широкими. Хозяева особняков у Земляного вала должны были разбить садики у своих участков: там начиналась будущая Садовая улица.
По предложению Бове на Красной площади снесли старые торговые постройки, а вместо них возвели Верхние торговые ряды в классицистическом стиле. В центре Красной площади установили первый скульптурный памятник в городе — Минину и Пожарскому, — у кремлевских стен разбили Александровский сад.
Согласно новому плану застройки вокруг Кремля должны были появиться новые площади. Осип Бове разработал проект Театральной площади с архитектурным комплексом — зданием Большого театра, каменными домами и фонтаном. Скульптуры для фонтана изваял Иван Витали. Осип Бове руководил отделочными работами в Манеже, построил Первую Градскую больницу, Триумфальную арку, ротонду церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке.
Доменико Жилярди перестроил Московский университет, восстановил здание Вдовьего дома, возвел Екатерининский институт, работал над восстановлением дворянских усадеб. Его постоянный помощник Афанасий Григорьев строил в основном жилые дома — особняк Лопухиных (сегодня там находится Музей Льва Толстого), дом прапорщика Хрущева (Музей Пушкина).
Комиссия для строения Москвы работала до 1843 года. Материалы производили пять кирпичных заводов, а здания возводили несколько солдатских батальонов. Для первого этапа восстановления император выделил пять миллионов рублей, на благоустройство города деньги поступали отдельно. Восстановление Москвы было беспрецедентным по объему городским строительством в России. Его иногда сравнивают лишь с возведением Петербурга в XVIII веке.