Андрей Кончаловский. Самый либеральный режиссер
Андрей Кончаловский — режиссер, который может работать в любом жанре и на любую тематику. Каждое его произведение отлично от всех предыдущих и последующих, но никогда не следует мейнстриму. Автор во все времена снимает исключительно то, что считает нужным и важным.
Первые шаги в кинематографе Андрей Кончаловский сделал вместе со своим другом — Андреем Тарковским. Именно Кончаловский был сценаристом таких фильмов, как «Каток и скрипка», «Иваново детство» и «Андрей Рублев», он же посоветовал Тарковскому совсем юного актера Николая Бурляева на роль Ивана. В 1960-х о двух Андреях говорили как о блестящем творческом тандеме.
Режиссерский дебют Андрея Кончаловского состоялся в 1961 году. После жесткого, эмоционального «Первого учителя», созданного по мотивам повести Чингиза Айтматова, Андрей Кончаловский начал работать над «документальной мелодрамой» об Асе Клячиной. «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», к слову, попала на экраны только через 20 лет после окончания съемок. Через два года, он, режиссер двух черно-белых фильмов, удивил зрителей «цветастым», роскошным «Дворянским гнездом», а следом снял аскетичного «Дядю Ваню».
Рок-мюзикл «Романс о влюбленных» появился в 1974 году и стал очередным зигзагом в карьере режиссера. Реализм, облаченный в форму поэтической условности, музыка Александра Градского, яркие краски первой части и черно-белые кадры второй — все это логично и красиво соседствует в одной картине.
Последней серьезной работой Кончаловского перед его отъездом в США стала «Сибириада» — четырехсерийная эпопея о нескольких поколениях двух семей, враждующих, но связанных друг с другом кровными узами.
За границей режиссеру, ставшему на родине почти классиком, пришлось все начинать с нуля.
Результатом семи лет, проведенных в США стали шесть картин; самым успешным и любимым зрителями стал фильм «Танго и Кэш» с Куртом Расселом и Сильвестром Сталлоне в главных ролях. В 1997 году Андрей Сергеевич снимает картину «Одиссея» по мотивам произведения Гомера с Армандом Ассанте в главной роли, работа вызывает огромный зрительский интерес во всем мире.
В 90-е годы тем не менее Кончаловский возвращается в родную страну, говоря, что разочаровался в американском кино. Новый творческий подъем автора происходит с начала 2000-х, он работает с российскими, американскими и французскими продюсерами. На экраны выходят трагикомедия «Дом дураков», историческая драма «Лев зимой», ряд документальных фильмов из цикла «Гении». Продолжением «народной» темы Кончаловского стала драма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», получившая «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу на 71-м Венецианском кинофестивале.