Самые интересные выставки сентября
Представить, как выглядел древний храм, попасть в музей, который существовал только на бумаге, и узнать, почему участвовать в мистерии мог не каждый, — портал «Культура РФ» рассказывает, как интересно провести время на музейных выставках в сентябре.
Москва: «Белый храм. История Георгиевского собора «и созда ю чюдну, резным каменем»
26 августа — 26 октября 2025 года
Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева
Георгиевский собор в Суздале — древнее строение со сложной историей. Первое здание возвели в 1230-х годах, перед началом татаро-монгольского ига. Храм не полностью пережил нашествие: в XV веке его часть разрушилась. Пострадала в том числе белокаменная резьба, которая изначально покрывала здание целиком.
Выставка «Белый храм» — попытка реконструировать его облик. МУАР демонстрирует 40 резных рельефов XIII столетия, которые впервые вывезли из Юрьев-Польского музея. Посетители увидят их вместе с копиями рельефов с фасада храма и смогут представить, как выглядел Георгиевский собор, когда его только построили.
Подробнее о выставке «Белый Храм. История Георгиевского собора «и созда ю чюдну, резным каменем»
Москва: «100 пионов»
28 августа — 5 октября 2025 года
Государственный музей искусства народов Востока
Зимой 2025 года начнется Седьмой фестиваль китайской живописи, ежегодный проект Музея Востока. Выставка «100 пионов» — одно из событий программы, доступное уже сейчас. Специалисты музея собрали полотна с изображением пионов. Эти цветы китайцы считают символом императорской власти и самой страны. Пионы любят и в России.
Симпатия разных народов к этому цветку стала центральным мотивом экспозиции: она объединяет работы учеников Московского клуба любителей китайской живописи гунби и китайских художников, которые им преподают.
Подробнее о выставке «100 пионов»
Москва: «Курс на Север»
28 августа — 5 октября 2025 года
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Российский Крайний Север начали активно осваивать в XIX веке, хотя путешественники бывали там и раньше. В советское время его изучение превратилось в большой проект. В нем участвовали не только исследователи, но и художники, которые запечатлевали образы дальнего края.
Выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина «Курс на Север» показывает, как менялись представления о северных землях в искусстве. Экспозиция включает произведения разных периодов — от гравюр прошлых веков до картин современных авторов. Специалисты музея выбрали работы Валентина Серова, Рокуэлла Кента, Эрика Булатова, чтобы отразить четыре века путешествий и жизни Крайнего Севера.
Подробнее о выставке «Курс на Север»
Москва: «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А — Я»
4 сентября 2025 года — 18 января 2026 года
Центр «Зотов»
Искусство авангарда в России долго находилось под запретом. Произведения художников 1920-х годов музеи не экспонировали, а советские авангардисты проводили выставки только «для своих», для узкого круга зрителей. Одним из первых вернул авангард в относительно широкий обиход художественный журнал «А — Я», в котором соседствовали авторы разных поколений.
Выставка Центра «Зотов» и Музея AZ воспроизводит принципы публикации «А — Я», строит диалог между «первым» и «вторым» авангардом. Рядом окажутся Казимир Малевич и Илья Кабаков, Эль Лисицкий и Виктор Пивоваров, Павел Филонов и Франциско Инфанте — художники воображаемого музея, который создавал журнал.
Подробнее о выставке «Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А — Я»
Москва: «Учитель и ученик. Поленов и Головин»
26 июня — 5 октября 2025 года
Историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»
Василий Поленов и Александр Головин — художники разных эпох и направлений, но их всю жизнь связывали отношения учителя и ученика. Один из передвижников, знаменитый пейзажист, автор полотен о тихих уголках Москвы Поленов преподавал в Императорской академии художеств. Там он заметил молодого Головина и способствовал его работе — например, порекомендовал как театрального художника.
Экспозиция в Абрамцево позволит увидеть работы обоих мастеров и узнать, как они влияли друг на друга.
Подробнее о выставке «Учитель и ученик. Поленов и Головин»
Санкт-Петербург: «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея»
28 августа — 27 октября 2025 года
Государственный Русский музей
Русский музей устраивает большую выставку к 125-летию со дня рождения Алексея Пахомова. Он жил и работал в Ленинграде в начале XX века, успел застать и оптимизм первых лет советской власти, и военные годы в блокадном городе. Экспозиция включает около 130 работ — от фарфора до картин. Произведения разных лет отражают эволюцию автора, переход от монументальных полотен 1920-х с игрой света и тени к рисункам 1940-х. Отдельный этаж посвящен иллюстрациям к детской книге: Пахомов работал над произведениями Самуила Маршака и Редьярда Киплинга.
Подробнее о выставке «Алексей Пахомов. К 125-летию со дня рождения. Произведения из собрания Русского музея»
Санкт-Петербург: «Пьер и Сильфиды»
11 сентября 2025 года — 5 апреля 2026 года
Государственный музей театрального и музыкального искусства
Пьер Лакотт — французский балетмейстер, известный как автор фантазийных реконструкций старинных балетов. В 2024 году хореографа не стало, а сейчас Театральный музей проводит первую в России выставку его наследия. Основой экспозиции стал личный архив Лакотта. Зрители смогут больше узнать о работе над ранними романтическими балетами, в том числе о «Сильфиде», с которой во многом начался балет в современном понимании, и изучить раннее экспериментальное творчество Лакотта. Предметы из коллекции хореографа, коллекции Большого театра и Эрмитажа дополняют интерактивные элементы — например, реконструкция занятий в классе знаменитой балерины XIX века Марии Тальони.
Подробнее о выставке «Пьер и Сильфиды»
Санкт-Петербург: «Элевсинские мистерии»
26 сентября 2025 года — 12 января 2026 года
Государственный музей истории религии
Музей истории религии рассказывает об одном из античных культов, который оставил большой след в истории. В Древней Греции, как и во многих других регионах, существовал миф об умирающих и воскресающих божествах — олицетворении смены времен года. Греки поклонялись богиням Персефоне и Деметре, история которых объясняла погодные изменения. В их честь устраивали специальные празднества — элевсинские мистерии, стать участниками которых было большой честью.
Выставка рассказывает, как возник культ, на чем он строился, как проходили мистерии, какие подобные верования существовали в других регионах, а также как ученые изучили тайные события Античности.
Подробнее о выставке «Элевсинские мистерии»
События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».
Обзор составлен по материалам «PRO.Культура.РФ» (ранее — АИС ЕИПСК).