В главной роли — куклы
Говорят, улыбаются, ходят и даже танцуют: куклы на экране ведут себя словно живые. Но легкость их движений — результат кропотливой работы команды аниматоров. Каких только хитростей не придумали мастера за всю историю объемной анимации! О самых известных экспериментах в этой области читайте в нашем материале.
Бой жуков, или Рождение кукольной мультипликации. «Месть кинематографического оператора»
Идея заменить киноактеров насекомыми у энтомолога Владислава Старевича родилась после того, как он увидел в лесу бой жуков. Будущий режиссер решил включить этот эпизод в документальный фильм, но свет от кинокамер пугал насекомых. Тогда Старевич препарировал жуков, вставив в их тельца тонкую проволоку. С этого момента в истории кино и началась новая эра — эра объемной анимации.
Появление насекомых на экране вызвало ажиотаж. Зрители считали, что все «актеры» Старевича живые. Газеты восторженно писали о феноменальном таланте режиссера дрессировать жуков, а сам мастер не спешил разубеждать доверчивую публику.
Встреча кукол и людей. «Новый Гулливер»
Первый в мире полнометражный звуковой фильм, совместивший актерскую игру и мультипликацию, вышел на экраны в 1935 году. Все жители страны Лилипутии — куклы. На съемках картины их было более полутора тысяч, в том числе глиняные куклы работы скульптора Ольги Таежной.
Многие сцены, в которых участвовали куклы и реальные актеры, снимались покадрово, как обычные анимационные фильмы. Владимиру Константинову, сыгравшему роль Гулливера, приходилось подолгу находиться в статичном положении, пока снимались фазы движения кукол.
Фильм с успехом прошел не только в СССР. Права на показ картины приобрели еще девять стран, в том числе и США.
Люди в футлярах. «Золотой ключик»
В этой истории Александра Птушко актеры и куклы также оказались на одной площадке. С новыми нюансами. Актрису Ольгу Шаганову-Образцову, сыгравшую Буратино, буквально превратили в деревянного человечка, надев на нее огромную маску и фанерный футляр.
«Я почти ничего не видела сквозь щелочки маски и на первых порах все время на что-нибудь натыкалась. Деревянный «корсет» до кровоподтеков впивался в тело, а длинные туфли мешали ходить», — вспоминала актриса.
Разницы в росте между куклами и переодетыми актерами добились путем сложного совмещения кадров. На съемках папа Карло и Буратино разговаривали с пустыми стенами, в диалоги их речь превратилась только после монтажа. Когда такое совмещение становилось невозможным, Шаганову-Образцову на съемочной площадке заменяла настоящая кукла Буратино. В итоге даже маститым критикам было трудно определить, в какой момент в кадре появляется кукла, а в какой — актриса.
Ожившая сказка. «Крокодил Гена»
Даже если вы не слишком любите кукольную анимацию, в симпатии Гене, Чубурашке и другим персонажам мультфильмов Романа Качанова вы едва ли сможете отказать.
Кукольные Гена и Чебурашка «родились» в 1969 году. Подготовительный период к съемкам первого мультфильма серии длился пять месяцев, и все это время художник Леонид Шварцман работал над Чебурашкой. Менее чем за полгода персонаж изменился до неузнаваемости: исчез хвостик, «сползли» вниз уши, Чебурашка из гибкого лесного зверька с заячьей головкой стал похож на ребенка.
История Чебурашки так понравилась зрителям по всему миру, что повлекла за собой множество ремейков. Последний из них был сделан японскими аниматорами в 2010 году.
Возрождение кукольной анимации. «Гофманиада»
Сегодня кукольная анимация находится на новом уровне своего развития. Анимированные куклы, выделяются на фоне персонажей, созданных благодаря компьютерной графике. Среди «кукольных» проектов XXI века — полнометражный мультфильм «Гофманиада», стартовавший в 2006 году.
Полная версия этого анимационного долгостроя выйдет в 2016-м.