Вопросы к нечистой силе: как гадали крестьяне
Почему крестьяне гадали накануне церковных праздников, когда говорили «чур меня» и зачем девушки подслушивали у соседей под окнами? Рассказываем, как крестьяне пытались узнать ответы на самые разные вопросы — гадали на урожай, на погоду и на будущего мужа.
Все вопросы к нечистой силе
На Руси гадания считались важным и ответственным делом: они отвечали на самые разные вопросы. Крестьяне верили, что в этом помогают магические силы — как правило, нечисть. Поэтому во время обряда распускали волосы, снимали кресты, перед ритуалом не крестились, а иконы поворачивали к стене. Церковь осуждала гадания — как языческое суеверие. Однако крестьяне воспринимали ритуалы как «открывание Божьей воли» и за ответами на вопросы обращались в том числе к Священному Писанию.
Гадания считали опасными, так как злые духи могли навредить или утащить на «тот свет». Чтобы защититься, во время ритуала нельзя было говорить, смеяться и оглядываться, нужно было держать друг друга за мизинцы или начертить защитный круг. Ворожбу следовало правильно завершить — перекреститься, убежать или «зачураться», то есть произнести магическое «чур меня».
Гадали обычно после захода солнца, вечером или ночью. Верили, что нечистые духи являются в магическое и опасное время, которое приходилось на середину зимы и лета — Святки и Иванов день. Гадали накануне больших церковных праздников: считалось, что праздничная служба прогоняет нечисть, а потому судьбу у духов узнавали заранее.
Для ритуалов выбирали «нечистые» места: пустые заброшенные дома, хлев, подвал и чердак, места у забора и ворот. Ходили к колодцам или источникам, на перекрестки и даже кладбища. Однако главным магическим местом считали баню. Верили, что здесь водятся черти и кикиморы, а также обитает демонологический персонаж — банник.
Известно много разных способов гаданий: в деревнях ворожили на воске, расплавленном металле, по священным и гадательным книгам. Спрашивали о важных и практичных вещах — о здоровье и будущем урожае, богатстве и погоде, причинах болезней и их исходе, о судьбе пропавших родных и о суженом, о верности супруга и об успехе поездки. Во время гаданий пытались вычислить вора, определить колдуна или ведьму, найти пропавшую скотину. Для ворожбы брали домашнюю утварь — кочергу, веник, горшок — а еще угли из печки, одежду, обувь, украшения.
Духов «подкармливали» едой с праздничного стола: хлебом, блинами, кашей. К гаданию старательно готовились, потом ждали знаков от потусторонних сил и расшифровывали их. Такими знаками могли быть случайные звуки, силуэты теней, форма расплавленного воска, сны и поведение животных.
Святочные гадания
В деревнях на Святки гадали по случайным звукам: после захода солнца выходили на порог дома, к колодцам или перекресткам и внимательно прислушивались. Звон колоколов или стук топора считали недобрыми знаками, которые предвещали смерть или беду. Музыку, веселое пение или лай собаки расценивали как знак скорой свадьбы, а топот коня — как предвестник дальней дороги. Существовал также обычай ловить обрывки чужих фраз и толковать судьбу по ним. Девушки после праздничного застолья «ходили слушать» на улицу или шли к окну соседнего дома и прислушивались, о чем говорят хозяева: слова «возьми», «иди» предвещали свадьбу, а, например, слова «останься» или «сядь» — долгое девичество.
Также на Святки девушки гадали по восковой свече: считалось, если огонь горит ярко и плавно, то жизнь будет тихая и безмятежная, если мерцает и потрескивает, то хозяйке придется испытать много горя. Чья свеча погаснет первой, та проживет меньше всех из присутствующих, а чей огонек догорит последним, та будеть жить дольше.
Важным в крестьянской традиции считалось гадание о будущем урожае: когда и кому из семьи лучше начать сеять, какая из культур лучше уродится. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» описал гадание об урожае в канун Нового года в Архангельской губернии.
Крестьяне шли на гумно, брали с собой нож и парус. Садились в центре, очерчивали вокруг себя ножом защитную линию и укрывались парусом, а нож втыкали в землю. Гадающие внимательно слушали: если послышится шум снопов и звук молотьбы — значит, будущий год будет изобильным. Тишину расценивали как знак неурожайного и голодного года. Верили, что в это время злые духи молотят и, если покинуть защитный круг до того, как они закончат работать, нетерпеливого заколют ножом.
Александр Афанасьев описал еще одно распространенное святочное гадание. Девушки и юноши собирались в чьей-то избе, в чашу или блюдо с водой клали хлеб, уголь, золу, щепотку соли, украшения: кольца, серьги, броши — и накрывали сосуд белым платком. Затем пели особые, подблюдные песни с краткими предсказаниями и приговаривали: «Кому вынется — тому сбудется, скоро сбудется — не минуется!» Во время пения доставали из чаши предметы. Чья вещь попалась — тот и считал прозвучавший отрывок куплета своим предсказанием.
Гадания на суженого
Самыми популярными были гадания о будущем супруге. Узнать пытались всё: имя, внешность и возраст, богат он или беден, холост или вдовец, каков его характер, кто в семье будет главным, с какой стороны придет или приедет жених. Часто во время гаданий девушкам помогала пожилая опытная женщина, которая объясняла, как и что нужно делать, толковала знаки.
Александр Афанасьев описал гадания на будущего жениха, связанные с водой и огнем. Зажигали лучину, втыкали ее в бревно и смотрели, в какую сторону упадет пепел — с той стороны и явится жених. Обмакивали лучину в воду и потом зажигали — если быстро загорится, брак будет хорошим. Гадали и на домашних животных: приносили в дом курицу или петуха и предлагали им зерно. К чьей горстке птица подойдет первой, та раньше других выйдет замуж.
Опасными считали святочные гадания с зеркалами — к ним не допускали юных девочек. Для ритуала устанавливали друг напротив друга два больших зеркала и освещали их свечами. Отражения образовывали длинный коридор. В комнате оставалась гадающая девушка и ее подруги, которым следовало молчать. Девушка внимательно всматривалась в зеркальный коридор, в котором должен был появиться суженый. Верили, что образ супруга принимает нечистая сила, только самые смелые отваживались ворожить таким способом. Таким же «страшным» был обряд, когда жениха высматривали в водной глади.
Также на суженого гадали по снам: считалось, что душа в это время покидает тело и отправляется в потусторонний мир. Чтобы сон стал вещим, проводили особые обряды — вплетали в волосы травы, умывались водой из нескольких колодцев, ложились спать в одежде. Под кровать или подушку клали гребень для волос, ключ или хлеб. Перед сном девушка произносила заклинание, например «суженый-ряженый, причеши меня» или же «приходи со мной ужинать». Считалось, что приснившийся человек и есть будущий супруг.
Гадательные книги
В деревнях предсказывали судьбу, погоду и будущий урожай по гадательным книгам. Они были в основном переводными и пришли на Русь из Византии и других стран в Средние века. Книги предсказывали засухи, нашествия насекомых-вредителей, хозяйственные и политические события.
Каждая была посвящена какому-то явлению. Тексты громника, например, толковали все по грому: апрельский сулил гибель пшеницы и голод в восточных странах, а осенний — междоусобные войны, но добрую зиму и полноводные реки. По лунникам предсказывали судьбу человека и погоду в зависимости от фазы луны. В них приводились земледельческие и медицинские советы, предсказания на родившихся или заболевших в определенный день месяца, благополучные и неблагополучные дни месяца и время, когда сбываются сны.
Позднее на смену громникам и лунникам пришли популярные в народе лубочные издания, по которым также предсказывали судьбу и толковали сны. Гадали по ним с помощью жребия, для этого брали прутики с засечками или игральные кости. По количеству засечек или точек определяли номер изречения в гадательной книге, которое и становилось ответом на вопрос.
Однако самым популярным способом узнать судьбу долго оставалось гадание по псалтыри. Книгу раскрывали наугад и толковали первое слово и первый стих на странице как ответ на вопрос. Известен и другой способ: в псалтырь вкладывали записки с вопросами и ключ, а затем подвешивали книгу на палец человеку. Хорошим знаком считали, если она завертится на пальце. И хотя церковь не одобряла гадательные книги, но гадания по псалтыри не запрещала.
Автор: Маргарита Ковынева