Зимние развлечения: советуют Толстой, Чайковский и Репин
Кто-то зимой тоскует по летним дням, а кто-то выбирается на природу, катается на лыжах и встречается с друзьями. Лев Толстой, например, обожал коньки, а Михаил Булгаков был заядлым лыжником. Петр Чайковский любил уезжать в путешествия на зимние месяцы, а Илья Репин — встречать гостей в «Пенатах». Читайте наш материал и выбирайте досуг по советам классиков.
Выбирайтесь всей семьей на каток, как Лев Толстой
В семье Толстых все увлекались катанием на коньках. С ними познакомила домочадцев няня-англичанка Ханна Тарсей, которую Лев Толстой выписал из Англии. Дочь садовника Виндзорского дворца приехала в Ясную Поляну в 1866 году.
Постепенно на коньки встали и взрослые. А в приходно-расходных тетрадях, где учитывался семейный бюджет, появились записи: «Леле коньки», «на коньки в разн. время», «на коньки девочк.».
Когда Толстые жили в Ясной Поляне, они катались на Большом и Нижнем прудах усадьбы. Туда приходили и деревенские ребятишки, которые дивились их ловкости и фокусам, устраиваемым на льду.
В Москве заливали лед у своего дома в Хамовниках или выбирались покататься на коньках на Патриаршие пруды. Иногда Лев Толстой отправлялся на каток в «каком-то приюте малолетних беспризорных детей». Катался писатель регулярно, даже когда ему исполнилось 70 лет.
А свое увлечение классик перенес и на страницы книг — красочно описал встречу Кити и Левина на катке в романе «Анна Каренина»:
Отправляйтесь в путешествие, как Петр Чайковский
Композитор писал, что для него «холодный климат есть чистая благодать» и его организму «подобает жить зимой в России». Петр Чайковский считал, что его здоровье «летом всегда хуже, чем зимой». Но после первых поездок в Европу стал частенько задумываться о зимовье за границей — и обязательно в Италии.
Чайковский побывал там впервые в декабре 1871 года. А в декабре 1875 — январе 1876 года путешествовал с братом Модестом по Германии, Швейцарии, Франции. Но Италия тянула его неудержимо — он вновь провел там зимы 1877–1881 годов.
В середине 1880-х годов он все реже стал выезжать за границу на зиму — из-за опер, которые ставили в Москве и Петербурге («Но, увы, я сам сковал себе цепи, удерживающие меня в России»). А позднее и вовсе стал задумываться о «собственном угле», отходить от «привычки вести кочевую жизнь» и «быть бездомным скитальцем».
Сначала нанял себе дачу, где было хорошо зимой, но вот летом докучали «несносные дачники». А потом переехал в город.
Принимайте гостей, как Илья Репин
В 1899 году уже известный художник приобрел в поселке Куоккала на берегу Финского залива землю, где вскоре отстроил усадьбу «Пенаты». Вместе со своей возлюбленной Натальей Нордман он регулярно принимал там известных гостей — поэтов, художников, театралов, музыкантов. Для торжественных встреч определил специальный день — так называемые «репинские среды». С 15 часов и до ночи в течение всего года за оригинальным столом с крутящимся механизмом велись оживленные беседы.
Зимой поток гостей ослабевал, но не останавливался. Репин организовывал в «Пенатах» публичные лекции, елки и танцы для местных дворников, садовников, маляров, прачек, кухарок. Ходил в гости к жившему по соседству молодому литератору Корнею Чуковскому на воскресные встречи. А тот заглядывал к Репину вечерами, чтобы прочитать для гостей вслух «Кому на Руси жить хорошо» или «Старосветских помещиков».
В феврале 1914 года погостить к Репину приехал певец Федор Шаляпин. Он позировал художнику на известной «кушетке Шаляпина», а в перерывах разделял с хозяином «Пенатов» ежедневные заботы: расчищал лопатами снег на улице, много гулял в парке, катался на коньках на заливе и финских санях. А поскольку прямой репортаж с места событий вел журнал «Огонек», сохранилась целая серия забавных снимков известного фотографа Карла Буллы.
Найдите новое увлечение, как Корней Чуковский
Сосед Репина в Куоккале писатель Корней Чуковский зимой любил гонки на буере — легкой лодке, предназначенной для хождения под парусом на льду. Финский залив с его ветрами и свободным пространством очень даже подходил для модного занятия. Чуковский втянул в этот спорт художника Исаака Бродского и писателя Александра Куприна.
Приобщил к своему увлечению Чуковский и сына Бориса. Тот вместе с другом Женей Штейнманом даже попытался построить свой буер. Ребята трудились над ним с августа 1927-го по январь 1928 года, но построили махину «нелепо, безумно», затратив «вдесятеро больше работы, чем нужно». Чтобы загладить «большое горе», папа Корней свозил детей на залив.
Регулярно катайтесь на лыжах, как Михаил Булгаков
Писатель любил выбираться с друзьями на лыжные прогулки и часто хвалил их за «лыжные» подвиги. Среди его знакомых было много мхатовцев — с тех пор, как в 1926 году Булгаков дебютировал на сцене МХАТа с пьесой «Дни Турбиных». По понедельникам, когда в театре был выходной, артистам устраивали выезды с инструктором на горы близ деревни Гладышево, в Сокольники и к селу Богородскому.
В 1929 году Михаил Булгаков встретился со своей будущей супругой Еленой Шиловской и на второй же день после знакомства позвал ее на свидание в Нескучный сад — покататься на лыжах. Позже они нередко выбирались на лыжню.
Но его главным компаньоном по зимнему спорту стал драматург Сергей Ермолинский, за которого вышла замуж подруга Булгаковых Марика Чимишкян. Ермолинские жили в Мансуровском переулке, от которого легко было спуститься через Остоженку к Москве-реке. Поэтому прогулку начинали от их деревянного дома, захватив стоявшие там лыжи. «Пойдем, пойдем на лыжах, а ты, Марика, пока хозяйничай, готовь нам еду», — обыкновенно зазывал приятеля Булгаков.
Автор: Татьяна Григорьева