Традиции Ясной Поляны — родового имения Льва Толстого — были во многом связаны с убеждениями писателя, его жены и детей. Это отражалось на домашнем меню, распорядке дня и том, как хозяева усадьбы и их гости проводили свободное время. Портал «Культура.РФ» рассказывает о традициях и увлечениях семьи Толстых.
Церемонные обеды и тихие ужины
В 1880-х годах Лев Толстой отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и старшие дети. Основной едой для них были овощи, грибы, картофель, хлеб. Жена писателя Софья Берс была категорически против такого рациона и утверждала, что «не допустит до вегетарианства» младших детей до 12 лет.
Завтрак в Ясной Поляне подавали в час дня. Он состоял из блинов, яиц, разных каш. Летом на стол, конечно, ставили свежие фрукты и ягоды. Толстой с семьей не завтракал и спускался в столовую около двух часов пополудни. Ему подавали отдельно овсяную или гречневую кашу, яйцо всмятку, небольшой горшочек простокваши. Иногда писатель брал только чай с баранками и уходил к себе в кабинет.
Обед у Толстых обычно состоял из супа, овощей или молочных блюд. На десерт подавали фрукты или сладкую выпечку. Например, левашники — пирожки из сдобного теста с ягодной начинкой. Толстой обычно к обеду опаздывал и садился за стол ближе к концу трапезы.
Совсем иначе писатель относился к семейным ужинам. По вечерам домочадцы и гости рассаживались кто где хотел, и даже свечи на столе зажигали не всегда — довольствовались светом ламп. Чаще всего пили чай с домашним вареньем, печеньем и медом.
Простая одежда: толстовка и темные платья
Одежду Толстые предпочитали простую и скромную. Одним из любимых домашних нарядов писателя был «многофункциональный» парусиновый халат с отстегивающимися полами. В нем Толстой не только ходил по дому, иногда спал, а иногда и укрывался им, как одеялом. Позже он стал носить знаменитую толстовку — серую просторную блузу, похожую на крестьянскую рубашку. В пожилом возрасте Толстой отказался от обуви и ходил босиком даже в холода. При этом в свободное время он любил шить сапоги, а затем дарил их друзьям и родственникам.
Софья Толстая носила дома простые темные платья со скромной отделкой. Лишь по воскресеньям и праздникам она надевала белые наряды и дополняла их золотым браслетом.
Фортепиано в четыре руки и «суррогат музыки»
Музыку в семье Толстых любили все, она часто звучала на семейных вечерах, праздниках и званых ужинах. Сын писателя Сергей хорошо играл на фортепиано. Иногда садились за инструмент и Лев Толстой с супругой — играли в четыре руки. Глава семьи предпочитал «высокую», серьезную музыку — Моцарта, Шумана, Гайдна, Бетховена. Некоторые мелодии могли растрогать его до слез. Однажды, впечатлившись игрой пианиста Александра Гольденвейзера, Толстой воскликнул: «Вся эта цивилизация, — пускай она пропадет к чертовой матери, только… музыку жалко!..»
Был в Ясной Поляне и граммофон, но его Толстой называл «суррогатом музыки». Однако иногда все же слушал пластинки — например, украинский гопак на балалайке или вальс Штрауса «Весенние голоса».
Вечера с любимой книгой
Чтение вслух — еще одна семейная традиция Ясной Поляны. В доме была большая библиотека — около 23 тысяч книг на разных языках. По вечерам все собирались в большом зале, и Толстой читал вслух Александра Дюма, Пушкина, Гомера. Свои произведения, не считая некоторых рассказов из «Азбуки», писатель детям не читал.
В семье очень любили роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». В то время он издавался без иллюстраций, и Толстой, чтобы порадовать детей, сам рисовал к книге картинки.
Городки, шахматы и «почтовый ящик»
Традиционной семейной игрой Толстых был «почтовый ящик». В специальную коробку все желающие — и члены семьи, и гости дома — всю неделю опускали свои записки: короткие рассказы, заметки, размышления, стихотворные экспромты. По воскресеньям Толстой открывал коробку и зачитывал все тексты вслух.
Также в семье очень любили шахматы. Секретарь писателя Валентин Булгаков писал: «Если находился партнер, Лев Николаевич садился после обеда сыграть партию в шахматы. Как и пасьянс, шахматы были средством отдыха от напряженной умственной работы».
Весной, как только сходил снег и просыхала земля, в аллее яснополянского парка устраивали площадку для городков. Играли все: взрослые и дети, хозяева и гости. Лев Толстой, проходя мимо, обязательно сворачивал к площадке: иногда оставался, а иногда сбивал несколько фигур и шел дальше.
Домашний театр Ясной Поляны
Идея домашнего театра родилась в семье Толстых в один из длинных зимних вечеров. Сначала выбрали для постановки популярную тогда пьесу «Бабье лето», но молодежь она не вдохновила.
Тогда Софья Толстая предложила детям поставить пьесу «Власть тьмы», которую недавно написал их отец. К постановке готовились серьезно: много репетировали, продумывали костюмы и грим. 30 декабря 1884 года прошел первый спектакль домашнего театра Ясной Поляны. Зрители — родственники и гости, приглашенные к Новому году, — были в восторге, и увлечение домашними постановками надолго вошло в жизнь Толстых.
Спортивные увлечения
До глубокой старости Лев Толстой любил ездить на лошади. Почти каждый день перед обедом он отправлялся на верховую прогулку по окрестностям Ясной Поляны. Старший сын писателя вспоминал, что отцу особенно нравились безлюдные места с едва намеченными тропинками.
Когда в моду вошли велосипеды, Толстому было 67 лет. Однако он освоил и это средство передвижения. Сначала купил велосипед для себя, а вскоре приобщил к этому увлечению и дочерей: для них мужские модели пришлось переделывать в дамские. Велосипедные прогулки так же прочно вошли в повседневную жизнь Ясной Поляны, как и верховые.
Лев Толстой занимался и другими видами спорта — боксом, плаванием, фехтованием. Каждое утро, прежде чем сесть за работу, он делал гимнастику в своем кабинете. В Ясной Поляне построили теннисный корт — один из первых в России — и площадку для детей с гимнастическими снарядами.
Автор: Ирина Кирилина