История ярмарок в России
Сегодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения — от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, — в материале портала «Культура.РФ».
Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра
Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr — год, markt — рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.
За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.
Они писали в Москву множество челобитных о бесчинствах и беспорядках на ярмарках. Одну из них направил царю в конце XVII века священник из Кашина. На городской ярмарке, по его словам, «в понедельник, в первую неделю Великого поста чинилось великое бесчиние и беззаконие», крестьяне с женами много пили, вели «бои меж себя до кровопролития и во весь день и до полночи», а скоморохи в пост развлекали народ. «Торговым людям торг, а бесчинникам и беззаконникам пьянство и бой и бесовская игра», — возмущался автор челобитной. От государя пришел ответ: он приказывал местному воеводе строже следить за порядком.
К концу XVIII — началу XIX века ярмарки проводили уже по всей стране. Самые масштабные и известные дореволюционные торги — Нижегородская, Ирбитская (на Урале), Пермская, Оренбургская, Барнаульская. Крупные ярмарки в России продолжались долго: от двух недель и до полутора месяцев, купить на них можно было что угодно. Здесь же работали балаганы, артисты развлекали публику песнями и кукольными представлениями. За порядком следила полиция и охрана. В их обязанности входил и надзор за торговыми точками: чтобы не было воровства и хулиганства.
В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. Например, существовал «Ирбитский ярмарочный листок» — газета, которая регулярно выходила в дни торгов с 1863 до 1915 год. В ней публиковали рекламу товаров и лавок, ярмарочные новости, заметки о забавных происшествиях и авторские материалы. «Ирбитский ярмарочный листок» высоко ценили не только читатели, но и профессиональные литераторы. Одним из них был писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк — он сам опубликовал в «Листке» две статьи: «Уральское золотое дно» и «Каменнорезный промысел на Урале».
Нижний Новгород: «карман России»
Главной ярмаркой России в XIX веке стала Нижегородская — самая масштабная. На ней торговали и чаем, и мануфактурой, и рыбой, и солью, и мехами. Помимо русских купцов, сюда приезжали европейцы, персы, армяне. В те годы в России ходила пословица: «Санкт-Петербург — голова России, Москва — сердце, а Нижний — карман». В дни ярмарок население города резко возрастало: если в обычное время в нем проживало 20 тысяч человек, то во время торговли число жителей превышало 200 тысяч.
В начале XIX века Нижегородскую ярмарку называли Макарьевской, потому что она располагалась у стен Макарьевского монастыря. В те годы на ней побывал Александр Пушкин. А позже — описал в романе «Евгений Онегин»:
Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря — после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур — автор Московского манежа. Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.
В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.
Веселая жизнь «великого торжища»
Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев — веселый Петрушка — стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет».
Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» — там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты.
Одной из главных достопримечательностей 1830-х годов был крепостной театр князя Шаховского. Смотреть спектакли Шаховского приезжали известные столичные артисты: Михаил Щепкин, Сергей Шумский, Александр Мартынов. Именно с этой крепостной труппы началась история Нижегородского театра драмы имени М. Горького, который работает до сих пор.
С середины XIX века в город на время торгов стали приезжать гастролеры: оперные и балетные труппы. Зрителям даже давали оперы «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Фауст» в исполнении звезд итальянской сцены. В 1855 году на ярмарке выступал нижегородец, глава «Могучей кучки» Милий Балакирев.
Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин. Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».
С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского. Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».
Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной», — писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.
Автор: Мария Соловьёва