Истоки русской музыки
Михаил Глинка по праву считается основоположником русской национальной композиторской школы. Петр Чайковский писал, что вся русская музыка заложена в симфонической фантазии «Камаринская» Глинки, «подобно тому, как весь дуб в желуде». Разбираемся, как и почему вся русская музыка вышла из Глинки.
Народные мотивы
Все основные черты, отличающие именно русскую классическую музыку от других композиторских школ мира, сосредоточены в творчестве Михаила Глинки (1804–1857), и многими из его творческих находок композиторы (не только русские) пользуются до сих пор.
Ранние годы жизни Глинка провел в имении своего отца в селе Новоспасском Смоленской губернии. Там он часто слышал разнообразные русские народные песни и инструментальные наигрыши, любовь к которым всегда хранил в сердце. Поэтому во многих глинкинских мелодиях были слышны интонации народной музыки, которые перекочевали и в творчество последующих русских композиторов и так или иначе присутствовали в музыкальной ткани их сочинений. Благодаря этому русскую классическую музыку часто можно безошибочно отличить от музыки зарубежных авторов.
Слушайте Kamarinskaya "Fantasy on Russian Folk Songs" — L'Orchestre da la Suisse Romande на Яндекс Музыке Слушайте Попутная песня — Михаил Иванович Глинка на Яндекс МузыкеРусские романсы
Еще одним интонационным источником музыки Глинки стал русский городской романс. Это был излюбленный жанр светских кругов Санкт-Петербурга и Москвы, в котором соединялись зачастую талантливое стихосложение и выразительный музыкальный аккомпанемент. Будучи светским человеком, Глинка дружил с известными поэтами того времени, в частности с Александром Пушкиным.
Неслучайно значительное место в его творчестве занимали романсы, текстами для которых становились произведения Александра Пушкина, Василия Жуковского и Михаила Лермонтова. С тех пор написание романсов на стихи известных русских поэтов стало доброй традицией многих русских композиторов, даже вполне серьезных, для которых основными жанрами были опера или симфония.
Слушайте Средь шумного бала — Любовь Казарновская на «Яндекс.Музыке»Особая роль фортепиано
В течение нескольких лет Глинка брал уроки фортепиано у знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Фильда, который в тот момент жил в Санкт-Петербурге. От своего учителя, который известен во всем мире как создатель жанра ноктюрн, Глинка перенял виртуозное владение фортепианной техникой и красивейшее туше, которое современники сравнивали с «жемчугом, рассыпанным по бархату», а также удивительную «пианистичность» (удобное положение рук при игре) и красоту звучания.
Глинка тщательно разрабатывал фортепианную фактуру всех своих произведений, будь то виртуозные фантазии и вариации или несложный аккомпанемент к романсам. Эта, в некотором роде особая, роль фортепиано сохраняется в творчестве русских композиторов и по сей день, а русская фортепианная школа по праву считается одной из сильнейших в мире.
Слушайте Ноктюрн "Разлука" — Валерий Камышов на Яндекс Музыке Слушайте Nocturne No. 2 in E-Flat Major, Op. 9, No. 2 — Arthur Rubinstein на Яндекс МузыкеВосточный колорит
Глинка много путешествовал, и эти поездки не только нашли отражение в его творчестве как своеобразные путевые заметки, но и повлияли на его музыкальный язык, а через него и на всю последующую русскую музыку. Так, например, результатом поездки композитора на Кавказ в 1823 году стало сохранившееся на всю жизнь увлечение восточными мотивами, которые звучали в нескольких его романсах с восточным колоритом и впоследствии в «восточных» фрагментах «Руслана и Людмилы». Персидский хор из этой оперы был написан Глинкой на основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ».
Интонации обобщенного «загадочного Востока» с тех пор в изобилии встречались в творчестве русских композиторов, особенно членов «Могучей кучки». Так называемая «русская музыка о Востоке» оказала значительное влияние на мировую индустрию киномузыки. Саундтреки многих классических фильмов про мумий, караваны в пустыне и турецких янычар зачастую имели мало отношения к подлинной национальной музыке соответствующих народов, зато напрямую восходили к «Половецким пляскам» из «Князя Игоря» Александра Бородина и тем самым к общим принципам создания «восточного» колорита средствами симфонического оркестра, которые заложил еще Глинка.
Отголоски итальянского стиля
Во время поездки в Италию в 1830 году Глинка познакомился с выдающимися оперными композиторами — Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, мастерами бельканто, и сам изучал основные принципы этого уникального стиля итальянского пения. Под впечатлением от итальянской музыки он написал множество циклов вариаций и фантазий на темы популярных в то время опер, а инструментальные сочинения Глинки, начиная с этого момента, часто несли отчетливый отпечаток изящного итальянского стиля.
Этот стиль впоследствии подхватили и другие русские композиторы, например Петр Чайковский и Николай Римский-Корсаков.
Слушайте Glinka — Sextet: Andante — Quintet Of The Moscow Conservatory на Яндекс МузыкеЖелание быть испанцем
Уже в зрелом возрасте Глинка путешествовал по Испании. Подобно многим русским деятелям культуры того времени, он был очарован этой страной и ее самобытной культурой, изучал и записывал испанские народные песни и танцы и даже, по его собственному признанию, учился танцевать хоту под руководством некоего дона Педро.
После этой поездки Глинка создал «испанские увертюры» — «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде», которые породили целый пласт русской музыки в испанском стиле с выразительной мелодикой и узнаваемыми ритмами. «Желание быть испанцем», по меткому выражению Козьмы Пруткова, нет-нет да и проглядывало в творчестве русских композиторов. Причем «испанские» образы, созданные ими, нередко оказывались даже более испанскими, чем музыка собственно испанских авторов.
Слушайте Испанская увертюра No. 1, Арагонская хота — Евгений Светланов на Яндекс МузыкеМузыка волшебства
Еще одной находкой Глинки было изображение волшебных существ и вообще всего потустороннего при помощи симметричных ладов и созвучий.
Мажор и минор, в которых написано подавляющее большинство всей классической музыки с восемнадцатого века по начало двадцатого, изначально несимметричны, то есть семь нот внутри октавы распределены неравномерно по высоте, а находятся на разном расстоянии друг от друга. Точно так же асимметричны, но каждый по-своему лады народной музыки в разных культурах. А Глинка впервые в истории сознательно и целенаправленно применил для изображения волшебника Черномора в опере «Руслан и Людмила» целотонную (или целотоновую) гамму, то есть симметричный лад, в котором расстояние между всеми звуками внутри октавы одинаково — равно целому тону. В честь этого приема целотонную гамму иногда еще называют «гаммой Черномора».
Симметричные лады разной структуры регулярно использовались композиторами для изображения в музыке «иных» персонажей и явлений. К ним относится, например, знаменитая гамма «тон — полутон», которая неоднократно встречается в операх Римского-Корсакова, начиная со сцены «чуд морских» в опере «Садко». Во всем мире ее принято называть гаммой Римского-Корсакова.
Русская полифония
В Берлине Глинка изучал классическую западноевропейскую полифонию под руководством известного педагога Зигфрида Дена. С тех пор строгость, теоретическая безупречность и тщательная разработанность полифонической ткани, при общем романтическом характере музыки, были характерными признаками симфонических и хоровых партитур Глинки. Он приводил «русскую народную» полифонию в соответствие с классическими принципами немецкой музыкальной науки.
Так, начиная с Глинки, основой русской классической музыки стали интонации народной песни, украшенные на манер бельканто, разработанные по правилам европейской теории и заключенные в стройные рамки классических музыкальных форм.
Автор: Алексей Сканави