Восточные мотивы в балете

Советует Культура.рф
4 спектакля о Востоке
Ссылка скопирована

Оригинальный сюжет «Баядерки» в индийском стиле можно увидеть в декорациях и костюмах, которые использовал балетмейстер Мариус Петипа еще в XIX веке, а в балете «Тысяча и одна ночь» познакомиться с музыкальными мотивами арабского народа и красотой музыкальных обрядов.

Смотрим спектакли, где переплетаются ритмы, пластика и восточный колорит Грузии, Армении, Персии и Индии.


«Баядерка»

Премьера балета «Баядерка» состоялась в 1877 году в петербургском Большом Каменном театре. В этом спектакле хореограф Мариус Петипа и композитор Людвиг Минкус обратились к экзотической для России того времени теме индийского эпоса. Для создания либретто балетмейстер Мариус Петипа и драматург Сергей Худеков использовали произведение индийского поэта Калидасы «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». На его основе авторы написали оригинальный сюжет в восточном стиле с яркими мелодраматическими поворотами, интригой и трагическим финалом.



«Витязь в тигровой шкуре»

Алексей Мачавариани написал балет «Витязь в тигровой шкуре» на либретто Юрия Григоровича в 1973 году. Литературной основой балета послужила одноименная поэма Шота Руставели XII века. В своем произведении поэт использовал старинные грузинские народные предания, подобно тому как «Фауст» Иоганна Гёте и «Гамлет» Уильяма Шекспира восходят к средневековым народным традициям.



«Тысяча и одна ночь»

В 1979 году Максуд и Рустам Ибрагимбековы написали либретто к балету «Тысяча и одна ночь» по мотивам одноименного собрания сказок. Основу балета составил «Рассказ о царе Шахрияре». В балет входили также сюжеты и других сказок — о Птице Рухх, о приключениях Синдбада-морехода, об Али-Бабе и 40 разбойниках, об Аладдине и принцессе Будур. Музыку к балету сочинил азербайджанский композитор Фикрет Амиров. В ней соединились классические мотивы и древние национальные мелодии и напевы — мугамы.



«Гаянэ»

Сценарист Константин Державин написал либретто к «Гаянэ» на основе балета Арама Хачатуряна «Счастье». Работая над музыкой нового балета, Арам Хачатурян сохранил лучшие партии из «Счастья», но существенно дополнил партитуру. В произведении он обратился к армянскому фольклору. Арам Хачатурян отмечал, что ему важно «живое ощущение национальной музыкальной стихии». Среди самых запоминающихся сочинений балета — традиционная колыбельная Гаянэ и Танец с саблями — центральный танец армянской свадьбы.


Скачать приложение