Становление легендарной Гнесинки
Российская академия музыки имени Гнесиных, чье имя вызывает уважение даже у далеких от мира музыки людей, выросла из единственной комнаты в арендованном доме с одним роялем и тремя амбициозными наставницами. «Культура.РФ» вспоминает историю легендарного музыкального училища.
Три сестры
Будущие основательницы школы, Евгения, Елена и Мария Гнесины, родились в многодетной семье Фабиана Гнесина и Беллы Флетзингер в Ростове-на-Дону. Родители Гнесиных познакомились в городе Вильно, где Фабиан получал религиозное образование, а Белла училась игре на фортепиано у Станислава Монюшко, в будущем известного польского композитора. Исполнительская карьера (как пианистки и певицы) у нее не сложилась, но любовь к музыке она передала всем своим двенадцати детям, а пятерых отправила учиться музыке профессионально. Девочек Евгению, Елену, Марию и Елизавету — в Московскую консерваторию, а сына Михаила — в Петербургскую. Все дети оказались настолько талантливы, что ни один из Гнесиных не потерпел фиаско при поступлении.
Первой в консерваторию поступила старшая из сестер Евгения Гнесина. Она занималась в классе Василия Сафонова, одного из лучших фортепианных педагогов того времени. Следующей студенткой стала Елена, и Сафонов, к тому моменту директор консерватории, определил «новую Гнесину» в класс маэстро Ферруччо Бузони (композитор-модернист, автор знаменитой незаконченной оперы «Доктор Фауст»). Юная ученица так вдохновила итальянца, что он пригласил ее переехать с ним за границу и выступать вместе. Но Елена не отважилась на подобный шаг. Сестры Гнесины занимались у композиторов Антона Аренского и Сергея Танеева, были знакомы с Петром Чайковским.
Младшие сестры Мария и Елизавета также перебрались в Москву и поступили в консерваторию. На занятиях они встречались с Александром Скрябиным, Сергеем Рахманиновым, Рейнгольдом Глиэром и другими выдающимися композиторами. Ученицами младшие Гнесины были такими же блестящими, как и старшие сестры.
В 1891 году после смерти отца Гнесиных семья в один миг лишилась средств к существованию. Поскольку самой одаренной из Гнесиных была Елена, именно она — при поддержке и рекомендациях консерваторских учителей — добилась должности преподавателя музыки в гимназии Арсеньевой (элитная женская гимназия на Пречистенке). Также Елена выступала как солирующая пианистка и аккомпаниатор знаменитых русских певцов Леонида Собинова и Павла Хохлова, а Евгения набиралась художественного опыта в Алексеевском драматическом кружке (домашний театр Коммерции советника Сергея Алексеева, отца Константина Станиславского). Сестры ждали, когда консерваторию закончит Мария, чтобы открыть собственное музыкальное училище и полноценно преподавать в нем своими силами.
Образовательный бум в Москве в 90-е годы XIX века
В 1891 году в Москве открылось Музыкальное общедоступное училище Валентины Зограф-Плаксиной, которая училась в консерватории вместе со старшими Гнесиными. Училище Зограф-Плаксиной (сегодняшнее Академическое музыкальное училище при Московской консерватории) позиционировало себя как наиболее профессиональное образовательное звено между школой и вузом, и преподаватели в нем служили преимущественно из консерватории и Большого театра. Училище делало ставку на общедоступность обучения: плата за учебу (средне-специальное образование в дореволюционной России находилось в частных руках и было платным) была сравнительно небольшой.
Самим Гнесиным было трудно получить разрешение городских властей на открытие училища. Но молодых пианисток поддержали авторитетные музыкальные деятели — и в 1895 году им удалось открыть «Училище сестер Е. и М. Гнесиных». По сравнению с заведением Зограф-Плаксиной, в Гнесинке все обстояло скромнее, так как на первых порах они не могли приглашать сторонних преподавателей — и вели все классы, которые могли, сами. Класс скрипки появился, когда консерваторию закончила Елизавета, а вскоре в преподавательский состав влилась и Ольга, которая занималась под руководством своих сестер и стала первой выпускницей училища, прошедшей обучение по оригинальной методике Гнесиных.
Сила методики
Гнесины изначально не стремились подражать консерватории, как заведение Зограф-Плаксиной. Сестры прилагали много усилий, чтобы разработать оригинальную методику обучения музыке, и надеялись в будущем создать некую альтернативу консерваториям вообще. Гнесины сразу взяли верный курс на разностороннее развитие учеников. Кроме специальных классов игры на фортепиано и скрипке сестры вели теоретические, хоровые и ансамблевые дисциплины. Например, Елена Гнесина преподавала методику игры на фортепиано и вела хоровой класс, Евгения преподавала фортепиано и детское сольфеджио; Елизавета вела классы скрипки, камерного ансамбля и сольфеджио. Таким дисциплинам придавалось особое значение, чем училище выгодно отличалось от конкурирующих частных учебных заведений Москвы.
Училище Гнесиных быстро приобрело известность, и в него стали приходить не только юные, но и взрослые ученики, которые готовились к поступлению московскую и петербургскую консерватории и даже в зарубежные музыкальные вузы. Разросшееся в начале века училище уже приглашало на работу таких преподавателей, как композиторов Рейнгольда Глиэра и Александра Гречанинова, пианистку Елену Бекман-Щербину. В 1902 году Гнесины и их училище переехали в деревянный дом на Собачьей площадке, где и преподавали более половины прошлого века. Позднее дом был снесен, а площадка ликвидирована для прокладки улицы Новый Арбат.
Чайные посиделки и Луначарский
Гнесины использовали все помещения нового дома под классы, и только вечерами после занятий он превращался в обычную квартиру, куда на знаменитые гнесинские чаепития приходили друзья сестер. Их чайные посиделки посещали пианист и дирижер Василий Сафонов, композитор Сергей Танеев, драматург Модест Чайковский, историки Василий Ключевский и Михаил Покровский, а также дальний родственник Натальи Гончаровой — Дмитрий Гончаров, владелец полотняного завода.
Елена Гнесина не раз гостила в имении Гончарова, где познакомилась с будущим наркомом просвещения молодой Советской республики Анатолием Луначарским, тогда скрывавшимся от полиции на конспиративных квартирах. Это знакомство впоследствии очень помогло делу Гнесиных. После революции их частное училище не только не закрыли, но уже в 1919 году оно решением Луначарского получило статус Государственной музыкальной школы, а в 1925 году стало Государственным музыкальным техникумом имени Гнесиных, частью которого стала Детская музыкальная школа. Его возглавила Елена Гнесина, которая постоянно заботилась о повышении статуса заведения. Музыкальный техникум был преобразован в 1936 году в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных.
Альтернатива консерватории
В 1923 году в техникуме была создана кафедра композиции, которую возглавил Михаил Гнесин, ученик композиторов Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова. Пока сестры работали в Москве, Михаил вел просветительскую работу в Екатеринодаре и Ростове, где он стал одним из основателей консерватории. В техникуме Гнесиных Михаил предложил реформаторское решение: ввел в учебный план свободное сочинение с первого курса и к традиционным для студентов изучению гармонии, контрапункта и фуги добавил дополнительное занятие по свободному сочинению. Таким образом развивались творческие способности учеников и на ранней стадии формировалась способность к сочинительству. В 1941 году Гнесин выпустил учебник «Начальный курс практической композиции», который до сих пор не теряет актуальности. Видными учениками Гнесина были советские композиторы Борис Клюзнер, Альберт Леман, Арам Хачатурян. Три года в техникуме учился и композитор Тихон Хренников.
Техникум продолжал расти, места под новые классы не хватало, и Елена Гнесина добилась организации строительства нового здания на улице Воровского (Поварской), которое прервалось из-за начала Великой Отечественной войны. Занятия в училище были прекращены, Гнесиных эвакуировали в Свердловск, Йошкар-Олу и Казань. Но уже в 1942 году Елена вернулась в Москву, возобновила уроки и начала готовить концертные бригады для фронта и госпиталей. Также ей удалось добиться возобновления строительства нового здания для училища, которое она мечтала превратить в институт. В марте 1944 года вышло постановление о создании в Москве Музыкально-педагогического института имени Гнесиных в здании на улице Воровского, а двумя годами позже в новое здание переехали старшие классы школы-десятилетки для одаренных детей, музыкальное училище и институт.
Система образования в институте была похожа на консерваторскую, но с существенным отличием: консерватория выпускала прежде всего исполнителей и педагогов для вузов, а для училищ, которые открывались по всей стране, преподавателей с высшим образованием не хватало. Это был гениальный контраргумент Елены Гнесиной против довода «зачем Москве вторая консерватория?». Подготовка педагогов стала профильным направлением нового вуза.
В 1950 году к зданию на Поварской добавились новые корпуса. В 1958 году в Малом Ржевском переулке был построен концертный зал. А уже в наше время, в 2011 году, после структурных преобразований возникла Российская академия музыки имени Гнесиных.