Старые девы русской культуры

Советует Культура.рф
Вспоминаем незамужних россиянок, оставивших след в отечественной культуре
Ссылка скопирована

Раньше отказ от брака и материнства часто был единственным способом, которым талантливая женщина могла освободить себе время для творчества. А иногда наоборот: если не сложилось с семьей, то творчество становилось единственной отдушиной… Софья Багдасарова вспомнила незамужних россиянок, оставивших след в отечественной культуре.

Царевна Наталья Алексеевна

Иван Никитин. Портрет царевны Натальи Алексеевны. До 1716 года

Младшая и любимая сестра Петра Великого, которая, как и он, питала глубокое почтение к европейской культуре. Как и другие царевны, она взрослела в теремах, откуда была только одна дорога — в монастырь: замуж царевен не отдавали. Когда брат по-настоящему взял власть, ей было чуть больше двадцати пяти: по-нашему — мелочь, а по тогдашним временам — настоящая старая дева. Почему император все же не устроил ее брак с каким-нибудь европейским государем, как он сделал для своих племянниц, — неизвестно.

Царевна Наталья, как и ее отец, «тишайший» государь, питала большую любовь к театру. В ее Преображенском дворце шли спектакли, позже она устроила «комедийную хоромину» и в новорожденном Петербурге. Царевна — первый русский драматург-женщина. Она сочинила несколько пьес на христианские сюжеты.


Анна Бунина

Александр Варнек. Портрет Анны Буниной. 1823

Поэтесса, родством с которой хвасталась Анна Ахматова («первая русская поэтесса Анна Бунина была теткой моего деда»). Будем точней: женщины сочиняли стихи в России и до Буниной (которая начала публиковаться в 1799 году). Но она оказалась первой «профессиональной» поэтессой, признанной читающими кругами и литераторами (Державиным, Крыловым, Дмитриевым). Кроме того, она поэзией зарабатывала — именно как поэтесса Бунина получала пенсию от императрицы. Ее ценили так высоко, что в честь античных писательниц ее называли «Русская Сапфо» и «Северная Коринна», а также «Десятая муза».

А сегодня эта ровесница Джейн Остин полностью позабыта. Кстати, Бунина переписывалась с Вальтером Скоттом и несколько лет жила в Англии. Увы, ее письма оттуда, которые были полны любопытных наблюдений, не сохранились.


Варвара Репнина-Волконская

Портрет Варвары Репниной-Волконской. Неизвестный художник. Около 1839 года

Дочь генерал-губернатора Малороссии, правнучка гетмана Разумовского, эта девушка принадлежала к одной из знатнейших семей Украины. Это не помешало ей влюбиться в бывшего крепостного художника, впоследствии знаменитого поэта Тараса Шевченко, и всю жизнь ему бескорыстно помогать.

Своей несбыточной любви она посвятила неоконченную повесть «Девочка». Под псевдонимом она публиковала другие свои художественные произведения, а под настоящей фамилией — воспоминания о Шевченко, Гоголе и др.


Софья Сухово-Кобылина

Софья Сухово-Кобылина. Автопортрет. 2-я половина XIX века

Сестра известного драматурга была одной из первых русских профессиональных художниц — и первой женщиной, окончившей с золотой медалью Императорскую Академию художеств. Получив медаль в 1854 году, вскоре она уехала в Италию. Ее дом в Риме стал местом, где обязательно бывали все прибывавшие в Вечный город живописцы. Помимо живописи, в этот период Сухово-Кобылина увлеклась и литературой, например стала печатать биографические очерки о русских в Италии. Сказалась, конечно, кровь: ведь писателем был не только ее брат Александр, но и сестра Евгения Тур (Салиас-де-Турнемир).


Ольга Смирнова

Ольга Смирнова. Фотография Анре Дисдери. 1859

Дочь знаменитой пушкинской «черноокой Россети» — фрейлины и язвительной мемуаристки Александры Смирновой-Россет. Как и мать, она служила фрейлиной императрицы, однако оставила это место и поселилась за границей.

Смирнова очень много писала — исследования о русской литературе, философии, политике. Но главный и самый знаменитый ее труд, судя по всему, вышел под чужим именем — ее матери. Объемные «Записки» Смирновой-Россет, где приводится множество исторических деталей, а также длинные речи Пушкина, Жуковского и других известных современников, сегодня считаются литературной фальсификаций, созданной Ольгой Смирновой. Она написала их, видимо опираясь на реальные устные воспоминания своей матери, а также на какие-то неопубликованные ранее записи.


Елизавета Дьяконова

Портрет Елизаветы Дьяконовой. Неизвестный художник. 1890

В то время как вся Европа зачитывалась волнующими дневниками французской художницы русского происхождения Марии Башкирцевой, в России были опубликованы «Дневники» Елизаветы Дьяконовой. Обе девушки умерли молодыми, а их записки были опубликованы родственниками посмертно. Книги, разумеется, сравнивали — причем многие отдавали предпочтение именно Дьяконовой, несмотря на всемирную популярность чахоточной Башкирцевой. Дело в том, что «французский» дневник наполнен в первую очередь тонкими душевными переживаниями автора (кстати, на французском же языке). А дневник Дьяконовой рассказывает о ее труде и творчестве — учебе на Бестужевских курсах, студенческой жизни, работе в прессе, участии в женском движении, попытках получить запрещенное женщинам юридическое образование, поездке в Сорбонну ради образования и т. п. Дьяконова погибла в горах в Тироле, возвращаясь на родину.


Анна Голубкина

Анна Голубкина (слева) в мастерской. Фотография 1904 года

Самая знаменитая женщина-скульптор Российской империи в юности была влюблена и даже пыталась покончить с собой от несчастной любви — бросалась в Сену. Но позже, став признанным мэтром, она давала девушкам, которые хотели посвятить свою жизнь искусству, подобные советы: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».

Скачать приложение