Детская городецкая: история деревянной игрушки
Нижегородская область в России, пожалуй, самая богатая на самобытные народные промыслы. Резьба по дереву, камню и кости, роспись хохломская, семеновская, городецкая и полховско-майданская, плетение из лозы и ювелирная филигрань — одного этого было бы достаточно, чтобы попасть в энциклопедии русского декоративно-прикладного искусства. А ведь развиты здесь еще и гончарное ремесло, и ткачество, и вышивка, и кружевоплетение. Но и среди всего этого красочного рукотворного богатства не затерялась городецкая игрушка.
Привыкли руки к топорам
Современный город Городец когда-то был большим селом на левом берегу Волги. Места эти не особенно пригодны для сельского хозяйства, зато удобны для торговли. Рядом с Нижним Новгородом располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка (позже — Нижегородская). Считается, что именно это сочетание скудных земель и прекрасно отлаженной торговли и спровоцировало у местного крестьянства такой интерес к разного рода художественным промыслам. Особенно популярна была резьба по дереву, да и вообще изготовление разной бытовой утвари. Крестьяне делали мебель, кадки и ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. А самый ходовой товар — ложки. Их городецкие ложкари резали топорами, но результат этой грубой работы выходил очень изящным. Оптовые партии городецких ложек расходились не только по окрестностям, но и по всей стране. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок. Поначалу их пускали на растопку. Но уже к XIX веку им нашлось другое применение: из щепы стали делать игрушки. Да так удачно, что целые семьи ложкарей бросали свой промысел и полностью переключались на новое, перспективное направление.
Конь-качалка, конь-каталка
Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь делают до сих пор. Нет другой игрушки в России, которая пережила бы столько поколений. Делали в Городце и детские стульчики-качалки, но с конями по популярности они, конечно, равняться не могли. В 50-е годы XX века, когда городецкое ремесло нуждалось в обновлении, здесь разработали качалку, которая стала очень популярной в Советском Союзе. Деревянные городецкие кони даже появились в советской детской литературе.
Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце. Нужно было изготовить более 30 деталей и просверлить около 40 отверстий, чтобы собрать элементарную с виду игрушку. Ни гвоздей, ни клея не использовали: детали подгоняли друг к другу с ювелирной точностью. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво. Этому игрушечному транспорту предстоял настоящий краш-тест: он должен был выдержать и детские зубы, и детские руки.
Резные куклы, миниатюрная утварь и механические игрушки
В повозки усаживали либо игрушечного кучера, либо других седоков. Они свою родословную вели от старинных кукол-балбешек. Вытесывали их из полукруглых чурбачков, на передней части которых ножом вырезали лица. Впоследствии изменились и приемы, и сюжеты. Резные деревянные куклы дают представление о том, кто населял Городец: барышни и кавалеры, попы и мастеровые, барыни и няньки, девчонки и мальчишки — в общем, полный набор персонажей провинциального городка, включая котов и петухов. Делали здесь и наборы для маленьких хозяек: миниатюрные прялки, веретенца, валики для стирки белья и даже утюжки. Позже в творчестве отдельных мастеров городецкая игрушка выходит и вовсе на новый уровень. В 60–70-х годах XX века появились механические игрушки, которые двигались по типу шарманки: деревянные фигурки изображали польку, городецкий перепляс и развод солдат.
Яркое детство, деревянные игрушки
Все же прославила Городец не игрушка, а особенная манера украшать деревянные изделия. Городецкая роспись — это яркие краски, крупные розаны, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество жанровых сценок из русского быта. Все это многоцветие буйно пылало и на игрушках. Для начала их загрунтовывали — обычно розовым или фиолетовым фуксином, а дно покрывали черным, для этого сажу смешивали с клеем. После этого сверху клеевыми красками наносили подходящий рисунок. Основные элементы прорисовывали более светлой краской. На них уже наносили теневку: более темный оттенок, изображавший детали вроде лепестков или складок одежды. Потом в дело вступала разживка и оживка: черные и белые точки и штрихи. После изделие покрывали вареным маслом. А уже на следующий день игрушку золотили или серебрили, добавляя либо бронзу, либо алюминиевый порошок, разведенные на скипидаре. В этом был не только художественный, но и коммерческий интерес: чем ярче и затейливей выглядела игрушка, тем легче ее было продать. Однако конкуренции с готовыми игрушками из магазина городецкие куклы и кони не выдержали: сначала промысел подкосили фабричные советские Аленки и паровозы, а после Барби и роботы нанесли еще более разрушительный удар. Тем не менее и сейчас в Городце стараются сохранять давние традиции: здесь делают игрушечную и детскую мебель, посудку, сувениры и главное — все тех же знаменитых коней.