Электротеатр «Станиславский»
Электротеатр «Станиславский» — место в центре Москвы, где встречаются разные виды искусств: театр и современная музыка, театр и визуальное, театр и перформанс. Здесь ставят мэтры и совсем молодые. Здесь есть три сцены: отлично оборудованная Основная сцена-трансформер, отдельно стоящая во дворе Малая и находящаяся во флигеле Камерная. Все они, а также двор, фойе, лестница и даже гардероб с сентября по июль наполнены событиями актуальной культуры. В силу своей демократичности Электротеатр является местом встречи горожан, которые приходят сюда для диалога с искусством и друг с другом.
Таким открытым Электротеатр придуман Борисом Юханановым, в 2013 году выигравшим конкурс на должность худрука Московского драматического театра имени Станиславского. После реконструкции, которую осуществило архитектурное бюро Wowhaus, команда Бориса Юхананова произвела здесь огромные трансформации, сохранив при этом творческий коллектив театра.
Электротеатр назван так в честь работавшего здесь до революции кинотеатра (тогда все кинотеатры называли электротеатрами). Лампочка — визуальный символ театра — означает, что в центре всего стоит режиссерское искусство, которое своими «лучами» светит в самые разные стороны: от оперы до перформанса и открытия совершенно новых форматов, которых до того в отечественном театре не было. К таким изобретениям относятся новопроцессуальные проекты Бориса Юхананова — такие, например, как «Золотой осел», которые устроены как открытая, все время меняющаяся живая структура.
Две сцены театра — Основная и Малая, которая расположена во дворе, — оснащены так, что здесь могут реализовываться сложные оперные, драматические и мультидисциплинарные проекты. Спектакли мастеров мировой режиссуры — Теодороса Терзопулоса, Ромео Кастеллуччи и Хайнера Геббельса — потребовали от театра серьезной выучки и напряжения сил.
Электротеатр открыт современной академической и экспериментальной музыке. Пятичастные «Сверлийцы», «Проза» Владимира Раннева, «Октавия. Трепанация», камерные оперы «Маниозис» и «Книги Серафима» Александра Белоусова, Curiosity Николая Попова и Алексея Смирнова, четырехчастные «Нонсенсорики Дримса» Бориса Юхананова — оперный набор Электротеатра впечатляющ. Композиторы участвуют и в работе над драматическими спектаклями театра: саунд-среда является важнейшим компонентом проектов Бориса Юхананова «Орфические игры» и «Пиноккио», а также работ молодых режиссеров на Малой сцене театра.
Драматический репертуар Электротеатра — это большие проекты Бориса Юхананова («Синяя птица», «Золотой осел», «Орфические игры», «Пиноккио»), постановки актуальных российских режиссеров («Тартюф» и «Сияние» Филиппа Григорьяна, «Чайка», «Психоз» Александра Зельдовича, «Волшебная гора» Константина Богомолова, «Сверчок» Марфы Горвиц, «Черная пурга» Дениса Азарова и многое другое) и комплект дебютов молодых режиссеров на Малой сцене. За 8 лет существования Электротеатра здесь вышло около 100 премьер. Многие из них стали обладателями профессиональных премий и участниками театральных фестивалей.
Театр является выставочной площадкой: в 2017 году здесь была прошла выставка-инсталляция Кети Митчелл «Пять истин», в 2018-м — инсталляция Бориса Юхананова и Елены Коптяевой с участием Хайнера Геббельса, Ромео Кастеллуччи и Теодороса Терзопулоса «Тающий апокалипсис».
Электротеатр «Станиславский» активно взаимодействует с театральной средой и интегрирован в широкий контекст искусства. В городе этот театр по своей концепции и устройству является живой точкой свободно развивающейся культуры.