Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина
Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина — один из старейших театров Сибири, история которого ведет отсчет от 1875 года. Но как у любой истории есть своя предыстория, так и в случае с красноярским театром, краеведы фиксируют, что первое появление профессионального театра относится к пятидесятым годам XIX столетия.
В сентябре 1852 года труппой заезжих гастролеров «под антрепризой г-на Петрова» в отделении кантонистов был поставлен водевиль Ленского «Час в тюрьме или в чужом пиру похмелье». К семидесятым годам XIX века купечество осознало, что городу нужно театральное здание, которое и было построено в 1873 году по инициативе и на средства купца II гильдии И.О. Краузе. В Красноярске встало деревянное здание театра, где сцену сменяла то одна, то другая антреприза — самая востребованная русской провинцией театрально-организационная форма. Так первые два сезона играла труппа антрепренера А.Н. Егорова, им же была предпринята попытка основать первую в Сибири постоянную труппу. Потом в сезон 1897-98 гг. работала труппа С.В. Брагина. Доезжали до Красноярска и столичные знаменитости: на сцене здесь выступали известные трагики братья Адельгейм, артисты Московского Малого театра. Летом 1897 года в Красноярске дали несколько спектаклей известные русские актеры Г.Н. Федотова и М.И. Писарев.
Деревянное здание театра, прослужив городу четверть века, в ночь с 14 на 15 октября 1898 года сгорело дотла. Однако жители Красноярска не смирились с бедствием. В течение нескольких последующих лет шло накопление средств на строительство нового здания. В воскресенье 17 февраля 1902 года состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя А.С. Пушкина. Осенью того же года в нем начала работать драматическая группа К.П. Красновой, положившая начало существованию в городе постоянного Театра им. А.С. Пушкина.
С 1935 года и доныне, в связи с образованием в 1934 году Красноярского края, театр называется Красноярским краевым драматическим театром им. А.С. Пушкина.
В тридцатые годы ХХ века руководит театром главный режиссер К. Ведерников, который делает в репертуаре акцент на русской классике: в1938-40 гг в Пушкинском театре были поставлены спектакли «Горе от ума», «Борис Годунов», «Васса Железнова». Другая линия репертуара — идеологическая, в эти годы создана «театральная лениниана» — цикл спектаклей о вожде, которого сыграл артист Г. Судьбин.
В послевоенное время (театром руководил главный режиссер А. Волгин) театр продолжил постановки русской и зарубежной классики. В течение 1946-49 годов были поставлены спектакли «Укрощение строптивой», «Отелло», «Гроза», «Волки и овцы». Эти годы примечательны тем, что при театре (при участии режиссера Е.В. Крыловой) была открыта студия актерского мастерства, в которой в 1946 году обучался великий артист XX века Иннокентий Смоктуновский.
В 50-е годы на красноярской сцене работали известные мастера советского театра: Л. Самборская, Н.А. Смирнов, П.Л. Монастырский. В 1956 году состоялись первые московские гастроли Театра им. А.С. Пушкина. В репертуаре были спектакли главного режиссера А.П. Дунаева «Преступление и наказание», «Сын Рыбакова», «Сердце не прощае»т.
Начиная с шестидесятых, театром руководят главный режиссер Е.Л. Гельфанд (1964-1968) Г.В. Меньшенин (1968-1972), В.В. Бухарин (1972-1975) В 1970 году Н.Э. Прозоров был отмечен премией РСФСР им. Станиславского, за исполнение ролей в спектаклях «На диком бреге»; и «Старик». В 1976 году театр возглавили: главный режиссер Н. Басин и главный художник А.Н. Баженов. В 1982 году спектакль «Спутники» был отмечен Госпремией РСФСР. Лауреатами стали: режиссер-постановщик Н. Басин, художник А. Баженов, артисты В. Дьяконов, С. Зима, В. Трущенко.
Главный режиссер Л. Белявский, заступивший на должность в 1983 году, актуализирует репертуар, активно ставится драматургия новой волны: пьесы А. Арро, А. Галина, Н. Павловой. Лучшими спектаклями театра в этот период признаны: «Из записок неизвестного», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Не убий».
В 1987 году открывается Малая сцена театра, позволяющая и экспериментировать, и давать больше возможностей играть актерам.
Театр приглашает на постановку питерского режиссера Г. Козлова, который совместно с художником И. Кутянским ставит в 1994 году спектакль «Фрекен Жюли» по А. Стриндбергу, который взят в афишу международного фестиваля «Дни Стриндберга в Москве».
Позже Театром им. А.С. Пушкина руководили: И.Б. Борисов, И.В. Тодоров, С.Д. Черкасский.
В 1996 году главным режиссером театра назначен А.Н. Максимов, с внушительным опытом работы в первых театрах страны, включая БДТ в Петербурге. Также до Красноярска в должности главного режиссера руководил театрами в Кемерове и Новосибирске. Его спектакли обладали важным для репертуарного театра свойством — долго держались в репертуаре. В их числе: «Семейный портрет с посторонним», и «Правда хорошо, а счастье лучше».
В 1998 году главным режиссером театра был назначен А. Бельский. Петербуржец возглавлял труппу в течение шести лет, при нем афиша театра пополнилась такими авторами как А. Камю, Г. Пинтер, А. Стриндберг, Т. Уильямс, Э. Олби.
В течение многих лет актер и режиссер Н. Хомяков ставил на сцене театра востребованные зрителями спектакли. Особо стоит отметить спектакль «Последний срок» по В. Распутину.
В августе 2006 года после успешно поставленного спектакля «Таланта и поклонники» О. Рыбкиным, режиссер приглашен возглавить театр. С успехом им поставлены спектакли: «Король Лир» по У. Шекспиру, «Трехгрошовая опера» по Б. Брехту, «Чайка»; по А.П. Чехову, «Темные аллеи» по И. Бунину и др.
С 2008 года Пушкинский театр ежегодно проводит Фестиваль современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК).