Кто, кто в теремочке живет: дома в псевдорусском стиле
На рубеже XIX–XX веков мода на историзм — русский стиль, порой сдобренная, как острой приправой, еще более актуальным стилем модерн, подарила отечественной архитектуре целый ряд удивительных особнячков в сказочном стиле. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.
Теремок-банька
Усадьба Абрамцево, принадлежавшая меценатам Мамонтовым (сегодня здесь музей), в этот период была настоящим котлом, в котором кипела художественная жизнь. Абрамцевский кружок (Поленов, Серов, Васнецов, Врубель, Нестеров и многие другие) придумывал русский стиль и воплощал его в местных мастерских. В усадьбе много стилизованных зданий — «избушка на курьих ножках», мастерская (с деревянной резьбой), церковь Спаса (в стиле псковских храмов), но нас интересует «баня-теремок», построенная в 1877–1878 годах по проекту Ивана Ропета. Под крышей, раскрашенной «в шашечку», таятся подслеповатые окошки, карнизы и коньки, украшенные деревянной резьбой… Впоследствии архитектор создал много проектов деревянных дач-теремков, а стиль этот даже получил прозвище «ропетовщина».
Теремок-школа
Усадьба Талашкино княгини Марии Тенишевой, одной из самых удивительных женщин этой эпохи, вся устроена в русском стиле. Недаром тут в мастерских, основанных княгиней, занимались возрождением промыслов. Сегодня комплекс «Теремок» во Фленово — это музей, а первоначально в нем располагалась сельскохозяйственная школа, основанная щедрой хозяйкой для крестьянских детей. Бревенчатое здание на кирпичном основании было возведено по проекту художника Сергея Малютина в 1901–1902 годах. На главном фасаде — богатая резьба: в центре — Жар-птица, над нею — солнце, вокруг — коньки, цветы, листья. Сруб на уровне цоколя поддерживают чешуйчатые Змеи Горынычи.
Теремок с летучей мышью
Сергей Малютин также стал автором доходного дома Петра Николаевича Перцова на Пречистенской набережной, рядом с храмом Христа Спасителя в Москве. Здание строилось в 1905–1907 годах. Это был уже городской дом, притом предназначенный для сдачи внаем, поэтому бревна тут не годились — в ход пошел кирпич и узорчатая майолика с языческими славянскими символами и сказочными героями. В стенах разместилось собственное жилище хозяев, супругов Перцовых, квартиры под сдачу и мастерские художников, а в 1908–1910 годах в подвале располагалось мхатовское кабаре «Летучая мышь». Сегодня дом принадлежит российскому МИДу.
Теремок с мольбертом
Московский дом художника Виктора Васнецова — пример того, что получается, когда человек искусства сам придумывает свое жилище.
Здание для своей семьи с обширной и светлой мастерской Васнецов начал строить в 1894 году с помощью профессионального архитектора Василия Башкирова. К основному, вполне обычному беленому кирпичному корпусу пристроен терем с крышей-бочкой. У него узорчатые окна с лепными наличниками и колонками-дыньками, а вдоль фасада — поливные изразцы с растительным орнаментом. Интерьеры в доме сохранились со времен жизни художника, в мастерской стоят его картины — «Спящая царевна», «Ковер-самолет» и другие. Сегодня это здание — Дом-музей Виктора Васнецова, филиал Третьяковской галереи.
Теремок с чучелами
Бывший особняк Петра Ивановича Щукина в Москве — ныне Биологический музей имени Тимирязева. Этот дом был построен в 1893–1898 годах архитекторами Борисом Фрейденбергом, Адольфом Эрихсоном и Василием Башкировым, а в 1905 году Федор Кольбе возвел рядом одноэтажный корпус для музейного склада. Дело в том, что при Щукине здание тоже было музеем, однако не биологическим, а историческим — «Российские древности». В 1905 году Щукин подарил Историческому музею коллекцию, где было более 300 тысяч предметов, и до своей смерти в 1912 году оставался ее хранителем. После его смерти экспонаты были перевезены в основное здание ГИМа — особнячок на некоторое время опустел.
Теремок-театр
Современный Театр наций размещается в здании знаменитого театра XIX века — частного Театра Корша. Оно было построено в 1885 году по проекту Михаила Чичагова на частные пожертвования (в том числе от Александра Бахрушина). Фасад, как положено в рамках стиля, украсили всякими наличниками, поясками, нишами-ширинками, изразцами. Чичагов вообще стал специализироваться на театральных зданиях: так, в 1888 году в Самаре он построил очередной «терем», который, кстати, называли еще и «пряничным домиком» (ныне Театр имени Горького).
Теремок с дипломом
Одним из первых жилых домов в русском стиле был дом предпринимателя и мецената Александра Пороховщикова, построенный им в одном из арбатских переулков. Этот деревянный одноэтажный особнячок был возведен еще в 1871–1872 годах архитектором Андреем Гуном. Сохранилось и имя резчика по дереву — И.А. Колпаков. Домик вышел таким удачным, что в 1873 году за него в Вене на Всемирной выставке дали премию. В советское время в его стенах располагались различные организации, а в 1995 году оно было передано в долгосрочную аренду потомку первого владельца — актеру Александру Пороховщикову. Чтобы найти средства на реставрацию, он разрешил на половине участка возвести элитный «клубный жилой дом» на шесть квартир. После смерти актера наследников, которые могли бы претендовать на здание, не осталось. А в конце 2015 года мэрия подала в суд с требованием снести элитный самострой — возможно, какие-то планы на теремок появились.