Константин Райкин — удивительный человек, который состоялся не только как актер, но и как педагог, художественный руководитель и режиссер. О своих четырех ипостасях рассказывает сам Константин Аркадьевич.
Об актерстве
«Свой этюд я начал не с рождения, а с зачатия. Когда я в детстве сказал папе, что собираюсь стать артистом, папа устроил для меня маленький экзамен. «Видишь ту клумбу и дорожку? Сможешь пройти это расстояние и, не делая паузы, показать человека от рождения до смерти?» — спросил он.
Когда он был окончен и я упал, изобразив смерть, папа не сказал мне ни слова. Но по выражению его лица я понял, что ему понравилось. И теперь в сложные минуты я вспоминаю то мгновение, и мне становится легче.
Я учился на так называемом золотом курсе Юрия Катина-Ярцева, откуда вышли Наталья Гундарева, Юрий Богатырев, Владимир Тихонов, Наталья Варлей, Алексей Граббе. После учебы — 10 лет работы в «Современнике». Это был мой любимый театр в то время. За 10 лет я сыграл 38 ролей, 15 — главных.
В родном «Сатириконе» за мной «числятся» замечательные роли: Соланж в «Служанках», Сирано в «Сирано де Бержераке», Джордж в «Там же тогда же…», Грегор Замза в «Превращении», Мэкки Нож в «Трехгрошовой опере», Тестор Тексель в «Косметике врага», моноспектакль «Контрабас» и другие».
О режиссуре
«Режиссура — это наука о том, как сделать, чтобы зрителю было интересно. Я вообще не верю в легкие пути. Если человек умеет легко работать, значит, он эту легкость уже оплатил в какой-то предыдущей работе, значит, что-то уже было оплачено тройной ценой. По-другому не бывает.
Репетиция — очень кровавая пора, бесстыдный, мучительный процесс. Если работа не оплачена мучением, отчаянием, абсолютным ученичеством, в которое обязательно впадаешь, ничего не выйдет. Я люблю разные вещи. Есть разные инструменты, разные пьесы. Я люблю и сцены-шкатулки, и большие полигоны. У человека есть разные струны. И когда кто-то говорит: «Я люблю джаз», я задаю вопрос: «А рок не любишь? А классику?» Я считаю, что нормальный здоровый человек должен любить разные вещи — есть гениальная попса. Нельзя же не любить такие явления, как Майкл Джексон? И это не значит, что в другое мгновение твоей жизни тебе не захочется послушать Бетховена».
Сцена из спектакля «Мир дому твоему» (1987 г.)
О художественном руководстве
«Внятный успех — это большое количество аплодисментов и понимание в глазах зрителей. Надо сразу учитывать, что театр — камерное искусство, рассчитанное на элиту. 90 процентов жителей города в театр не ходят. Значит, всю жизнь я имею дело с лучшими людьми страны и города.
Среди этих лучших людей я чувствую себя хорошо, потому что давно привык: то, что нравится мне, нравится и большинству из этого меньшинства. Мой репертуар никогда не был легкомысленным. Другое дело, что я никогда при этом не стеснялся скоморошества. Не был таким чистоплюем, интеллектуальным артистом, который не может лягушку показать. На творческом вечере я могу так вас рассмешить, что вы из кресел выпадете. А когда вы пойдете за мной, наедитесь того, что хотели, — я вам прочту Мандельштама».
Моноспектакль «Мои любимые стихи» (2003 г.)
О педагогике
«С 2001 года я руковожу курсом в школе-студии МХТ. В 2005 году состоялся первый выпуск актерского факультета курса. Я подготовил новое поколение артистов для «Сатирикона», и именно они играют спектакль «Страна любви» по пьесе «Снегурочка» Александра Островского.
Тут формула такая: интереснее работать не с теми, кто умеет, а с теми, кто хочет уметь. Научиться этому делу нельзя, оно до конца непознаваемо, и ты всю жизнь пытаешься его осваивать».
Проект «Линия жизни. Константин Райкин» на телеканале «Культура» (2003 г.)
Фрагмент статьи Сусанны Альпериной «Сатирик — ОН!», опубликованной в «Российской газете» (2010 г.)