Самые интересные выставки февраля

Советует Культура.рф
Авангардисты, дагеротипия и современное искусство
Ссылка скопирована

Дуэт авангардистов, выставка одной фрески и антология современных видов искусства — «Культура.РФ» рассказывает о самых интересных выставках февраля в Москве и Санкт-Петербурге.

Москва: «Изображая воздух. Русский импрессионизм»

14 февраля — 1 июня 2025

Музей русского импрессионизма

Игорь Грабарь. Зимний пейзаж (фрагмент). 1940–50-е. Музей русского импрессионизма, Москва

Во второй половине XIX века русские художники стали обращаться к современным им европейским течениям, главным из которых был импрессионизм. Одними из первых начали знакомить учеников с новыми живописными течениями Илья Репин и Василий Поленов. Новая экспозиция в Музее русского импрессионизма расскажет, как направление развивалось в творчестве русских художников: Ильи Репина, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других. Войдут в экспозицию и картины менее известных живописцев: Дмитрия Щербиновского, Арнольда Лаховского и Серафимы Блонской.

Подробнее о выставке «Изображая воздух. Русский импрессионизм».


Москва: «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро»

21 февраля — 25 мая 2025

Центр «Зотов»

Михаил Матюшин. Движение в пространстве. 1921. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Новая выставка в Центре «Зотов» посвящена двум центральным фигурам русского авангарда: живописцу, композитору, скрипачу и ученому Михаилу Матюшину и его жене, художнице и литератору Елене Гуро. Через творчество авангардистов экспозиция расскажет не только историю их любви, но и историю всей отечественной живописи начала XX века. Выставка объединит живописные, скульптурные, музыкальные и литературные произведения двух авторов, а также редкие и прежде не экспонировавшиеся акварели и наброски. Посетители также увидят «прямоугольную» скрипку Матюшина, которую восстановили по чертежам автора. Специально для проекта были записаны музыкальные произведения Михаила Матюшина и стихотворения в исполнении самой Елены Гуро.

Подробнее о выставке «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро».


Москва: «Возвращение воина»

4 февраля — 30 марта 2025

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Изображение: pushkinmuseum.art

В экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина вошло всего одно произведение — италийская фреска IV века до нашей эры. Ее впервые представят широкой публике: долгие годы фреска была известна лишь узкому кругу профессионалов, а состояние артефакта не позволяло его экспонировать. Возможность показать фреску посетителям дала реставрация, которая прошла в 2023–2024 годах. Гости выставки узнают долгую историю путешествий этого артефакта — от гробницы на юге Италии до Воронежского художественного музея — и смогут попробовать разгадать символы и шифры, которые оставил неизвестный античный художник.

Подробнее о выставке «Возвращение воина».


Москва: «Дагеротипия Карла Петера Мазера»

22 января — 24 февраля 2025

Государственный исторический музей

Алексей Наумов. Фотограф-любитель (фрагмент). 1860–80-е. Изображение: shm.ru

В Парадных сенях Главного здания Исторического музея проходит показ коллекции дагеротипов шведского художника и дагеротиписта Карла Петера Мазера, который работал в России с 1838 по 1854 год. Выставка приурочена к приобретению Историческим музеем ранее неизвестного дагеротипа работы Мазера — девятого по счету произведения этого мастера в музейном собрании. Дагеротипы — редкий вид музейных экспонатов: техника этой предшественницы фотографии существовала недолго, всего около четверти века, а самих дагеротипов, крайне хрупких экспонатов, в России сохранилось всего около тысячи.

Подробнее о выставке «Дагеротипия Карла Петера Мазера».


Москва: «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»

21 января — 13 апреля 2025

Новая Третьяковка

Франциско Инфанте-Арана. Зимний квадрат (фрагмент). 1977. Фотография: личный архив художника / tretyakovgallery.ru

В Новой Третьяковке впервые представляют масштабную ретроспективу творчества Франциско Инфанте, отечественного художника второй половины XX — начала XXI века. В экспозицию вошло несколько сотен его работ — живописных полотен, графики, инсталляций и артефактов. Франциско Инфанте работал во многих техниках, и все его произведения преследовали одну цель — «обозначить природу бесконечности». В Новой Третьяковке впервые экспонируются вместе циклы работ художника «Жизнь треугольника», «Странствия квадрата», «Очаги искривленного пространства» и другие инсталляции. Центром выставки стал проект «Фотографическое пространство моей комнаты», который впервые воссоздали в стенах музея.

Подробнее о выставке «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности».


Санкт-Петербург: «Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона»

15 февраля — 16 марта 2025

Музей Фаберже

Евгений Седухин. Симфония шестой домны (фрагмент). 1979. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург

В этом году Музей Фаберже начинает масштабный выставочный проект «Открытый мир», который расскажет о современном искусстве разных регионов России. Первой в цикле станет экспозиция уральских художников, скульпторов и камнерезов. В нее войдут работы авторов второй половины XX — начала XXI века.

В одном из разделов выставки будут представлены полотна, изображающие местную природу, в другом — картины, которые рассказывают о советском времени, в том числе неофициальном искусстве 1960–80-х годов. А в других залах посетители смогут познакомиться с творчеством современных художников: Владимира Наседкина, Юрия Крылова, Сергея Брюханова — и с работами классиков, например скульптора Эрнста Неизвестного.

Подробнее о выставке «Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона».


Санкт-Петербург: «Ассамбляж, объект, инсталляция»

21 февраля — 21 апреля 2025

Русский музей

Леонид Ламм. Почести русскому авангарду. 1986. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фотография: rusmuseum.ru

В Мраморном дворце, одном из корпусов Государственного Русского музея, проходит выставка, посвященная разным направлениям современного искусства: ассамбляжу, объекту и инсталляции. В экспозицию войдут произведения многих советских и современных авторов, например «Паган» Игоря Макаревича, «Почести русскому авангарду» Леонида Ламма и «Падение Икара в пробирку» Дмитрия Каминкера. Выставка расскажет, зачем художники используют те или иные приемы, по каким принципам их организуют и какие цели перед собой ставят.

Подробнее о выставке «Ассамбляж, объект, инсталляция».


Санкт-Петербург: «Город»

14 февраля — 11 мая 2025

Музей современного искусства «Эрарта»

Ильгиз Гимранов. Снежная зима. 2021. Изображение: erarta.com

Музей современного искусства «Эрарта» представит персональную выставку современного казанского художника Ильгиза Гимранова. В конце 1980-х годов он основал галерею «Арсенал», которая на долгие годы стала центром неофициального искусства в Татарстане. В наши дни его работы хранятся в коллекции Русского музея, галереях Казани и Уфы. Главным персонажем его картин становится город. Художник черпает вдохновение в привычных ландшафтах и показывает красоту спальных районов, с любовью изображает «панельки» и их жителей. Посетители выставки увидят несколько десятков пейзажей из серии «Дорогие хрущевки» и познакомятся с архетипическими персонажами, которые их населяют.

Подробнее о выставке «Город».


События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».

Обзор составлен по материалам «PRO.Культура.РФ» (ранее — АИС ЕИПСК).

Скачать приложение