В Серпуховском историко-художественном музее открылась выставка «Фабрика авангарда»
18 декабря в Серпуховском историко-художественном музее стартует выставка «Фабрика авангарда. Выкройка нового мира», которая объединяет значимые произведения русских авангардистов и связанные с ними предметы быта. В экспозицию входит около 200 экспонатов: произведения Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Давида Бурлюка, Ольги Розановой, Анны Лепорской и других авторов, а также ткани, набойные доски, изразцы, деревянная утварь и предметы народного искусства, которые сыграли важную роль в преобразовании визуального языка начала XX века.
Структура выставки «Фабрика авангарда» охватывает пять ключевых этапов развития авангардного движения, каждый из которых раскрывает разные аспекты искусства и его влияние на общество.
Раздел «Мастерская раннего авангарда» показывает, как молодые художники, например Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, искали новые формы образности. Раздел «Кладовая примитива» исследует влияние народного искусства, икон и примитивизма на творчество авангардистов. Художники искали вдохновение в традиционном русском искусстве, стилизуя его элементы для создания нового выразительного языка. Работы, такие как «Косцы» Наталии Гончаровой и ее графика с флористическими мотивами, иллюстрируют, как авангардисты осваивали язык народных традиций.
«Лаборатория формы» посвящена экспериментам с абстракцией и новым визуальным языком. Например, «Письмо» Гончаровой отражает стремление выйти за рамки традиционного фигуративного искусства, что приведет к рождению беспредметной живописи и повлияет на развитие супрематизма и конструктивизма. Также в разделе представлены картины, авторы которых концентрируются на рельефности и динамичных формах, например «Полдень над Днепром» Давида Бурлюка.
Экспонаты раздела «Новый быт» показывают, как индустриализация и революционные изменения повлияли на искусство и жизнь в СССР. Живопись Владимира Люшина и фотографии 1920–30-х годов из фондов музея раскрывают, как авангардные идеи проникали в повседневную жизнь, включая архитектуру, новый быт и социальные практики.
Раздел «Обратное движение» посвящен развитию авангарда в послевоенные десятилетия, когда художники продолжали накапливать новые формы и идеи. В нем представлены работы 1950–70-х годов, например рисунки для текстиля серпуховских художников Тамары Мухатаевой и Евгении Шестеры. Рождение второго авангарда, связанное с оттепелью, и его развитие на протяжении 1960–70-х прослеживается в графике и живописи Элия Белютина и других художников.
В основу экспозиции легла коллекция Серпуховского историко-художественного музея, а также экспонаты из Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Музейно-выставочного центра Серпухова. Особую поддержку проекту оказал Государственный Русский музей в части создания мультимедийной экспозиции. Концепция выставки разработана при участии Центра авангарда Еврейского музея и центра толерантности, чьи исследования помогли осмыслить движение искусства из центра в регионы.
Выставка стала результатом исследовательской работы молодых кураторов, обучающихся в рамках программы «Avant-Garde Lab 6» — совместного проекта Центра авангарда Еврейского музея и Энциклопедии русского авангарда. Под руководством искусствоведа и куратора Александра Кремера и доктора искусствоведения, научного сотрудника Третьяковской галереи Игоря Смекалова команда изучала коллекцию музея в контексте движения искусства 1920-х годов из центра в регионы и обратно. Этот процесс позволил переосмыслить ключевые этапы развития авангарда и создать концепцию, раскрывающую связь искусства, быта и социальных изменений. Научным консультантом выставки выступил историк искусства и эксперт по русскому искусству XX века Андрей Сарабьянов.