Современный Норильск — место экстремальных условий жизни, недаром это самый северный город Сибири (население 181 000 человек). При этом, расположенный на вечной мерзлоте тундры, он живет нормальной урбанистической жизнью, в нем есть все: театры, музеи, школы, выделенные полосы для автобусов, а иногда даже и дорожные пробки.
В течение 21 года со дня основания Норильска десятки тысяч людей трудились в исправительно-трудовом лагере Норильлаг. Точную цифру человеческих потерь, несмотря на продолжающиеся исследования, определить трудно. По некоторым записям, более 16 000 человек умерли за время существования Норильлага. Больше половины — в период войны, так как в те годы питание было особенно скудным. В подобных условиях от таких болезней, как пеллагра, из жизни ушло огромное количество людей.
Большинство трупов было закопано в массовом захоронении у подножья горы Шмитиха. С начала войны площадь массовых захоронений расширили и отдали отдельные участки под кладбища для вольнонаемных и бывших заключенных, продолжавших работать на заводе после окончания срока.
Однако не все умершие оставались погребенными. Во время весеннего таяния снегов на поверхность склонов Шмитихи часто вымывало человеческие кости. В дальнейшем, после закрытия кладбища в 1987 году, когда на месте захоронений началась стройка, там стали обнаруживать останки людей.
Вид человеческих костей, сгребаемых бульдозерами, вызвал волну социальных протестов и демонстраций, что привело к созданию «Мемориала». В прессе начали появляться публикации на тему Норильлага, и строительство на месте захоронений было приостановлено. В апреле 1990 года в память погибших на кладбище была проведена погребальная церемония. Останки людей были собраны и перезахоронены.
Позднее в том же самом году при поддержке местного прихода православной церкви был организован сбор средств на постройку часовни на месте захоронений. Освященная в сентябре 1990 года часовня была спроектирована О. Грохотовым по образу и подобию маленьких церквей средневекового Пскова. В дань уважения различных национальностей и вероисповеданий захороненных здесь заключенных было принято решение первый памятник поставить без православного креста.
Летом 1990 года место захоронений посетили делегации из стран Балтии. Благодаря их усилиям в 1991 году были созданы отдельные мемориалы в память заключенных из Эстонии, Латвии и Литвы. Группа из трех памятников с католическими и протестантскими крестами была освящена в августе 1991 года. В это время приехавший из Вильнюса священник Альфонс Варенскис предложил впредь называть данное место «Голгофа», тем самым отождествляя страдания заключенных Норильлага со страданиями Христа. Предложение было принято, и территорию захоронения освятили в октябре 1995 года.
Дальнейшие работы по созданию комплекса продолжались в 90-е годы. В 1992 году место захоронения посетила польская делегация, после чего было принято решение воздвигнуть памятник полякам, которые трудились и умерли в Норильлаге. Спроектированный Станиславом Герадой и освященный в 1996 году, данный монумент напоминает железнодорожные пути, поднимающиеся вверх по пирамиде. Наверху пирамиды рельсы идут дальше, но вместо шпал они друг с другом соединяются крестами. Ошеломляющий вид памятника символизирует не только множество трагических судеб, но и подчеркивает подневольный характер строительства железных дорог, условия работы на которых были одними из самых тяжелых в Норильске.
В 2001 году был сделан вход в Норильский мемориальный комплекс. Спроектированный Евгением Солнышкиным вход выполнен из бревен в виде православной часовни с проемами для колоколов. Входящие в комплекс могут позвонить в колокол, чтобы почтить память тех, кто здесь захоронен.
Монумент, посвященный евреям — узникам Норильлага, был задуман в 2001 году после приезда Джеймса Вульфенсона, занимавшего тогда должность президента Всемирного банка. Его предложение было поддержано еврейской общиной Норильска, и монумент был освящен в 2005 году. Спроектированный Александром Соболевым, он состоит из массивного черного основания, откуда поднимается каменная кладка, выполненная в форме книги. От разлома в центре поднимаются руки, которые образуют композицию в форме меноры и символизируют глубокое духовное начало, обуславливающее долготерпение евреев.
Все другие стоящие на территории комплекса монументы выполнены с глубоким смыслом. Кульминацией являются монументальные «Последние врата», спроектированные Александром Соболевым при поддержке Михаила Прохорова. Бетонная стена длиной 56 метров напоминает стену из вертикально стоящих бревен, что характерно для стен сибирских тюрем. В центре этой скульптурной композиции находятся ворота с изображением креста на просвет. Эта массивная конструкция не только несет в себе объединяющее начало, но также и защищает мемориальное место от постоянного схода талых вод, стекающих по склонам горы Шмитиха.
Несомненно, что среди многих людей, занятых в строительстве мемориального комплекса в память тех, кто трудился и ушел из жизни в Норильлаге, главная роль принадлежит музею норильского промышленного региона. Основанный Авраамом Завенягиным в 1939 году в огромном здании бывшего кинотеатра им. Ленина закрытый музей в 1989 году был открыт для всеобщего посещения. Теперь музей расширен за счет экспозиции, посвященной Норильлагу и его жертвам. Главная задача музея, находящегося под руководством Светланы Слесаревой, соавтора одного из монументов «Голгофы», состоит в основном в изучении материалов и сохранении памяти о тех, кто ценой своей жизни создал Норильск.
Текст и фотографии: Уильям Брумфилд