Под покровом Богородицы

Советует Культура.рф
История Тихвинского монастыря
Ссылка скопирована

Построенная на средства Московского великого князя Василия Иоанновича знаменитым новгородским мастером Дмитрием Сырковым, обитель стала местом, куда на поклонение иконе приезжали великие князья, русские цари и императоры.

На перекрестке торговых путей, связывающих Волгу с Ладогой и Балтийским морем, она хранит одну из величайших православных святынь. Тихвинская икона Божией Матери в 2004 году вернулась в Россию после 60-летнего пребывания на чужбине.

Тихвинская икона Божией Матери

По церковному преданию, чудотворный образ еще при земной жизни Девы Марии написал апостол Лука. В V веке икону перенесли из Иерусалима в Константинополь, где во имя нее воздвигли Влахернский храм. За несколько десятков лет до падения Царьграда и начала турецкого ига образ таинственным образом исчез…

Чудесное явление в XIV веке, после Куликовской битвы, в северных пределах Руси Влахернской иконы Божией Матери расценили как Божий промысел.

Как говорится в «Сказании о явлении и чудесах иконы Тихвинской», она явилась в лучезарном сиянии, образ парил в воздухе над водами Ладожского озера. Рыбаки со страхом и благоговением взирали на это чудо. Неоднократно появлялась она то тут, то там, даруя исцеление страждущим, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина, на реке Тихвинке. Икона опустилась на землю.

О чуде узнал великий князь Димитрий Донской, который повелел поставить здесь деревянную церковь Успения. Из Москвы отправились несколько священников и диаконов, чтобы служить при явленном образе Божией Матери. Обретя свое место на Руси, икона стала называться Тихвинской.

Дата основания каменного монастыря зафиксирована в новгородской летописи: «В лето 7023 (1515 г.) поставили в Новгородския области церковь каменную на Тихфине, в монастыре».

Святую обитель воздвигли по указанию великого князя Московского Василия III, в середине XVI века в монастыре побывал его сын Иван Грозный. Внимание царя укрепило значение Тихвина как важного культурного центра. Монастырь богател, богатели и появившиеся торговые люди.

В начале Ливонской войны (1558 г.) Иван IV решил укрепить Тихвин как возможный пункт обороны юго-восточного Приладожья. Царь приказал увеличить территорию Тихвинского Большого мужского монастыря и обнести мощными стенами. Укрепление пригодилось и в начале XVII века, во времена войны со Швецией.

После пожара 1623 года монастырь объявил сбор пожертвований и икон для сгоревшего иконостаса собора. В 1630 году Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес личные средства на 3000 листов белого железа для покрытия глав Успенской церкви; князь Дмитрий Пожарский присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада. Со второй половины XIX века деловая и торговая слава Тихвина стала угасать.

В середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен. В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была икона Богоматери. Она попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 году в Ригу. Потом путь иконы лежал через Чехию в американскую зону оккупации Германии. Наконец, в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В апреле 1995 года тихвинцы обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря — святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. В 1995 году Тихвинский монастырь был передан Русской православной церкви. Началось и восстановление Успенского собора.

Два дня в Тихвине будут идти торжественные богослужения, главным станет Божественная литургия, которую перед Успенским собором проведет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Со звонницы Богородичного Успенского монастыря зазвучат праздничные колокольные звоны в исполнении лучших звонарей России. Каждый желающий сможет поучиться у них мастерству обращения с колоколами.

Благоприятное географическое положение на торговых путях, развитие ремесел в окрестных районах и в самом Тихвине сделало город в XVII веке важным торгово-промышленным центром наряду с Новгородом и Псковом. Ежегодные тихвинские ярмарки славились по всей России. В XVII веке особое место занимал кузнечный промысел, основанный на местном сырье — «болотной руде», добывавшейся со дна болот вблизи Тихвина. В дни торжества вспомнят эту славную традицию. На базарной площади города, где раньше стоял гостиный двор «о шести рядах» — Большой ряд (лавки, принадлежащие монастырю и крупным торговым людям), Серебряный ряд, Соляной, Мясной, Рыбный и Калашный ряды, — в дни праздника развернется ярмарка народных промыслов. На «Тихвинский торг» приедут 160 художников и ремесленников со всей страны — от Великого Новгорода до Владимира, от Смоленска до Череповца.

Скачать приложение