Пасха (Светлое Христово Воскресение)
Светлое Христово Воскресение — самый почитаемый и радостный праздник церковного календаря, «праздник праздников», который символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни над смертью, добра и света над злом и тьмой.
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении. Пасха отмечается по лунному календарю, поэтому не имеет постоянной даты, праздник ежегодно приходится на период между 4 апреля и 7 мая. У всех христиан большое место на Пасху занимали церковные ритуалы: торжественные богослужения, крестные ходы священнослужителей с песнопениями, прославляющими Христа, семейные молебны в домах.
В православной традиции начинается праздник в полночь с торжественной церковной службы, заутрени и крестного хода вокруг храма. В деревнях в пасхальную ночь здание церкви покрывалось огоньками фонариков, около неё разжигали костры. Угли от костров собирали и закладывали под кровлю, чтобы оградить дом от молнии и пожара, а охотники стреляли из ружей, желая обеспечить удачную охоту в течение года. Долгое время на северо-западе России сохранялся обычай коллективно встречать восход солнца на Пасху на какой-нибудь возвышенности, т. к. было распространено поверье, что солнце в этот день восходит «танцуя».
Одним из важнейших моментов праздника была утренняя трапеза, когда разговлялись после строгого Великого поста. На пасхальном столе обязательными были заранее освящённые в храме крашеные яйца, куличи и творожная пасха. По традиции во время трапезы отец семейства очищал первое пасхальное яйцо, разрезал и наделял им каждого домочадца. Всю пасхальную неделю яйцами одаривали родственников, соседей и знакомых, угощали пришедших в гости к тёще молодых, раздавали нищим на помин души. При обмене яйцами христосовались (обменивались троекратными поцелуями), произнося при этом: «Христос воскресе!», и ответ — «Воистину воскресе!». Ижорские девушки ходили по улицам и одаривали яйцами понравившихся парней, а у вепсов существовал обычай, согласно которому тёща на Пасху собирала 100 яиц и преподносила их молодому зятю. Освящённым в храме яйцам всегда приписывалась особая чудодейственная сила — целительная и плодоносящая.
На следующий день начиналось гуляние. Подростки и молодёжь, празднично одетые, выходили на улицу, пели, плясали, мужчины соревновались в спортивных играх, играли в городки, в лапту, в бабки, девушки водили хороводы. Повсеместно в России существовала традиция пасхального качания на качелях, которые ставили заранее в каждой деревне. Молодёжь качалась парами или на широкую доску усаживались до 12 человек, при этом девушки исполняли специальные «качельные» песни.
Любимой игрой мужской молодёжи была игра с использованием крашеных яиц («яйца катать»). Задачей было сбить своим яйцом яйцо соперника и собрать как можно больше яиц. Для этой игры делали специальные деревянные желоба, яйца скатывали с перевёрнутого корыта или с природных возвышенностей.
Вся пасхальная неделя — Светлая Седмица — по церковному календарю считалась праздничной. Гостили друг у друга родители молодожёнов и обручённых, молодые ходили христосоваться к тестю и тёще. Особенно весёлой считалась суббота — «хороводница». В этот же день к вечеру смолкал колокольный звон, сопровождавший всю праздничную неделю, которая завершалась Фоминым воскресеньем.
Благодарим за предоставленный материал Российский этнографический музей.