«Вчетвером мы составляли единое целое»: история семьи Рерихов

Советует Культура.рф
Как жена и сыновья поддерживали художника в творчестве и научных изысканиях
Ссылка скопирована

Николай Рерих прославился как художник, сценограф, философ и автор первого международного соглашения о защите культурных ценностей — Пакта Рериха. В творчестве и научных изысканиях его поддерживали жена и сыновья. Святослав Рерих писал: «Все мы каждый в своей области трудились, но все работали всегда вместе». Сложные экспедиции и интересные исследования, книги и живопись — читайте, чем известны Елена, Юрий и Святослав Рерихи.

Елена Рерих: «ее жизнь горела как живой светильник»

Елена Рерих родилась в 1879 году в семье петербургского архитектора Ивана Шапошникова. С раннего детства она интересовалась литературой, философией, иностранными языками, с отличием окончила Мариинскую гимназию, получила музыкальное образование.

С Николаем Рерихом Шапошникова впервые встретилась в 1899 году в Бологом — в имении родственника, археолога Павла Путятина. Рерих вспоминал об этой встрече: «В летнее время уже шли раскопки, исполнялись поручения Археологической комиссии. Во время одной такой раскопки, в Бологом, в имении кн. П.А. Путятина я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!» Через два года они поженились.

Елена Рерих стала для художника музой: именно она вдохновляла мужа на создание многих картин. Он воспринимал это как своеобразное сотворчество: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

Рерих изучала индийскую философию, участвовала в археологических поездках, которые организовывал ее муж, например в Центрально-Азиатской экспедиции 1923–1928 годов. Николай Рерих вспоминал: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она». После экспедиции семья переехала в долину Куллу в западных Гималаях, где Николай Рерих основал Институт гималайских исследований «Урусвати», а его вице-президентом избрали Елену Рерих. С мужем она много лет работала над религиозно-философским учением «Живая этика». Супруги прожили вместе 40 лет.

Юрий Рерих: «образ истинного, вдохновенного ученого-мыслителя»

Юрий Рерих, старший сын Николая Рериха, родился в 1902 году в Новгородской губернии, детство провел в Петербурге. Его мать писала в дневниках: «Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам». Уже в пять лет Юрий Рерих начал изучать Древний Египет, с ним занимался ученый Борис Тураев. Позже Рерих стал брать уроки монгольского языка у монголоведа Андрея Руднева, а в 1920 году поступил в Гарвардский университет на отделение индийской филологии.

В Центрально-Азиатскую экспедицию Юрий Рерих отправился вместе с отцом и матерью. Во время поездки он помогал ученым общаться с местными жителями — переводил с монгольского и тибетского, изучал диалекты и быт в тех городах и деревнях, через которые продвигались путешественники.

Собранный материал передали в «Урусвати», в 1930 году Юрий Рерих стал его директором. Также он возглавил Сектор философии и истории религии Индии в Институте востоковедения Академии наук СССР в Москве.

Позже Рерих написал работу «Тибетская живопись» — издание с красочными иллюстрациями рассказывало о буддийской иконографии. А монография «По тропам Срединной Азии» 1931 года в форме путевого дневника была посвящена Центрально-Азиатской экспедиции и трудностям, с которыми ученые столкнулись в пути. Юрий Рерих в ней подробно описал живописные пейзажи Кашмира, Монголии, быт тибетских жителей и местные обряды.

Ученый знал больше 30 азиатских и европейских языков, изучал культуру и историю Южной Азии. Николай Рерих писал Игорю Грабарю о сыне: «…индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками, — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии».

Много лет ученый работал над трудом «История Средней Азии», однако не успел его завершить. А тибетский словарь, который Рерих составлял 10 лет, вышел в свет лишь после его смерти.

Святослав Рерих: «индивидуальность мастера»

Святослав Рерих был на два года младше брата. Он родился в Петербурге в 1904 году, в столице же учился в гимназии имени Карла Мая — как Юрий Рерих и их отец.

С ранних лет он увлекался живописью и рисунком, ходил на уроки в Школу Общества поощрения художников. Святослав Рерих с детства наблюдал за работой отца. Когда семья гостила в Талашкине, имении художницы и меценатки Марии Тенишевой, 10-летний мальчик вместе с братом любил смотреть, как Николай Рерих расписывал храм Святого Духа. Отец часто брал его в археологические экспедиции по древнерусским городам.

Святослав Рерих не только наблюдал за отцом, но и помогал ему: сначала готовил краски и натягивал холсты на подрамники, а когда повзрослел — работал вместе с ним над театральными декорациями к операм «Князь Игорь», «Снегурочка», «Садко». Также с детства он интересовался окружающим миром.

В 1919 году Святослав Рерих поступил в Королевскую академию искусств в Лондоне, там он изучал архитектуру. А через год продолжил образование по этой специальности в США, в Колумбийском университете. Параллельно Рерих лепил с натуры в Массачусетском технологическом институте. Однако свое призвание он видел именно в живописи: в Нью-Йорке прошла первая персональная выставка художника, после которой его заметили критики.

Искусствоведы отмечали, что в живописных работах Святослава Рериха можно увидеть и сходство со стилем его отца — яркие цвета, контрасты, — и собственный авторский почерк, например динамичные формы. Николай Рерих настаивал на том, чтобы сын вырабатывал свой стиль. В дневнике в 1935 году он писал: «Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. <…> В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера».

Святослав Рерих особого мастерства достиг как портретист, об этом он написал: «Я выдвинул человека на первый план». Один из самых известных его портретов — «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии». Художник изобразил отца на фоне тибетского дворца. Вдумчивый взгляд и сосредоточенное выражение лица создают образ человека, который прошел сложный духовный путь.

Многие живописные работы Святослава Рериха посвящены Индии и индийцам, в том числе политическим лидерам, например это портреты премьер-министра Джавахарлала Неру и его дочери Индиры Ганди.

В 1944 году Рерих познакомился с индийской киноактрисой Девикой Рани, внучатой племянницей писателя Рабиндраната Тагора. Они встретились в мастерской художника: актриса обратилась к нему, чтобы он помог создать декорации к новому фильму. Через два года Рерих и Рани поженились.

Так же как его брат, Святослав Рерих работал в Институте гималайских исследований «Урусвати». Здесь он возглавлял естественно-научный отдел, изучал тибетскую медицину и биохимию.


Автор: Александра Косоротикова

Скачать приложение