Фарфор в авангарде революции

Советует Культура.рф
От серпа и молота на тарелках до чашек, созданных Малевичем
Ссылка скопирована

Агитационный фарфор появился на советском рынке вскоре после революции. Первое время его скупали зарубежные коллекционеры, которые ценили качественные изделия с тонкими росписями. Позже посуда и предметы интерьера дошли и до целевого потребителя — простых советских граждан. Читайте, как квартиры и комнаты в коммуналках украшали тарелками с лозунгами, юбилейными вазами и миниатюрными статуэтками, которые изображали самых разных персонажей.

Серп и молот на тарелках

Фарфор в России стали производить во второй половине XVIII века. Изначально изысканная посуда и предметы интерьера с тонким рисунком украшали дома состоятельных людей. Однако после 1917 года ситуация изменилась: фарфоровые изделия, как и агитационные плакаты, стали одним из средств пропаганды. Так появился советский фарфор с революционными лозунгами.

Нужно было наладить массовый выпуск изделий, чтобы они быстро дошли до потребителя. Основное производство развернулось на Государственном фарфоровом заводе (ГФЗ) в Петрограде. Так после революции стал называться Императорский фарфоровый завод, который раньше обслуживал царский двор. Одно из старейших в Европе предприятий национализировали и передали Народному комиссариату просвещения. После революции здесь оставались фарфоровые заготовки прошлых лет, не покрытые росписью. Их и решено было декорировать. Молодые художники воплощали новые идеи: расписывали тарелки и сервизы лозунгами и советской символикой — гербами и эмблемами. Но при этом мастера старались сохранять традиции русского художественного фарфора.

Руководил заводом мастер книжной графики и керамист Сергей Чехонин, ученик Ильи Репина. При нем в росписи фарфора появился новый стиль, для которого были характерны плакатная выразительность и яркость. Одними из первых его работ стали тарелки с лозунгами по борту изделия. Сергей Чехонин расписывал блюда пышным изящным узором, чайные сервизы — революционными лозунгами, — а также создавал эскизы. Часто мастер использовал один цвет, оттеняя его золотом, — это позволяло достичь особой выразительности.

Изысканные предметы в частных коллекциях

Сергей Чехонин пригласил на предприятие живописцев и графиков, которые до этого не работали с фарфором: Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, Кузьму Петрова-Водкина. В росписях и эскизах художники обращались к индустриальным образам и элементам плаката.

Предполагалось, что агитационный фарфор попадет в квартиры и коммуналки и станет воспитывать нового советского гражданина. Однако до массового потребителя агитационные изделия практически не доходили. Фарфор высокого качества пользовался спросом в Европе, большую часть продукции завода продавали за рубеж. Сервизы, блюда, тарелки, фигурки людей в обыденных сценах демонстрировали на выставках. Изначально предметы выпускали небольшими тиражами. Качественные и эстетичные изделия пополняли частные коллекции, в том числе и зарубежные.

Агитационный фарфор производили не только на ГФЗ, но и на других предприятиях страны. На Дулёвском заводе изготавливали тарелки с гербом СССР. Такие изделия украшали интерьер, их не использовали в быту. На посуду наносили надписи «Пролетарии всех стран соединяйтесь», «Да здравствуют Советы», «Всем, кто смел и сердцем молод, в руки книга, серп и молот» и другие. Изделия выпускали к памятным датам или по случаю особых событий: например, после смерти Владимира Ленина производили предметы с портретом вождя.

Авангард Малевича на чашках и блюдцах

В 1920-е годы Государственный фарфоровый завод сотрудничал с художниками-авангардистами. Художник Казимир Малевич и его ученики Илья Чашник и Николай Суетин создавали эскизы росписей для будущих изделий. Несмотря на то что работал Малевич на заводе недолго, он создал концепцию супрематического фарфора. В эскизах росписей преобладали прямые линии и углы, в декоре посуды использовали геометрические фигуры — квадрат, крест, круг. Для оформления художники выбирали сдержанные, лаконичные цвета: оттенки красного, черный и желтый. Композиции располагались на белом фоне, их наносили, как правило, на дореволюционные заводские заготовки. Такой подход привносил еще больший контраст за счет сочетания классической формы и супрематического рисунка.

Малевич был новатором не только в росписи фарфора, его интересовала и сама форма предмета: уже в 1920-е годы он начал искать новые формы посуды. В его супрематическом чайнике белого цвета соединились четкие геометрические линии. Также художник создал получашку, так как считал, что в предмете используется только одна сторона: он разделил обычную чашку по вертикали на две половинки, а ручку заменил на прямоугольник. Выполненные им модели чашек по задумке должны были своеобразным образом экономить пространство.

Помимо Малевича, эскизы для фарфора создавали художники-авангардисты Владимир Татлин, Василий Кандинский и другие мастера. Кандинский стал автором росписи для нескольких чайных сервизов: выполненные по его эскизам предметы с изображением абстрактных композиций пользовались большим спросом у коллекционеров.

Производственная тема в фарфоре

В 1930-е годы на изделиях разных заводов, как правило, воспроизводили рисунки столичных художников. На вазах, блюдах и тарелках господствовала производственная тема: изображали новую сельскохозяйственную технику, самолеты и архитектурные сооружения. На изделия наносили портреты политических и исторических деятелей — Иосифа Сталина, Михаила Калинина и других.

Темы бытового фарфора во многом перекликались с темами плакатов — это ликвидация безграмотности и развитие промышленности, освоение Севера и большие стройки, механизация сельского хозяйства и призывы к соблюдению гигиены. Фарфор все больше становился массовым, рисунки наносили при помощи печати, аэрографов и трафаретов, иногда — с ручной дорисовкой. Изображения сопровождали соответствующие надписи и лозунги, например «Чисть зубы». Также художники отражали в фарфоре 1930-х годов важные события: открытие метро в столице и строительство канала Москва — Волга.

Во время Великой Отечественной войны заводы переориентировали на производство для нужд армии и фронта, мастера создавали детали для военной техники. Художественный и бытовой фарфор практически не выпускали. Новый виток его развития пришелся на послевоенные годы: тогда преобладали темы, прославлявшие Победу. Торжественность соединялась с героической тематикой, в те годы стал популярен стиль «Победа». Тема армии и флота оставалась актуальной несколько десятилетий. Красный цвет на белоснежном фоне по-прежнему олицетворял революцию.

Статуэтки в интерьерах советских квартир

Небольшие сувенирные статуэтки: «Работница, вышивающая знамя», «Гадалка», «Матрос со знаменем», «Партизан в походе» — на фарфоровых заводах стали выпускать еще в 1920-е годы. Спустя десятилетие к ним добавились фигурки, в которых воплощали темы спорта и детства, прославления армии — футболист с мячом, женщина-милиционер, школьники за учебой. Небольшими тиражами выпускали фарфоровые вазы — их преподносили как официальные и дипломатические подарки. Ярко расписанные изделия в годы сталинского ампира украшали позолотой.

В 1950-е годы, когда складывался интерьер типового советского жилья, квартиры и комнаты в коммуналках украшали настольными лампами и вышитыми салфетками, часами и фарфоровыми статуэтками. В это время их выпускали большими партиями, продавали недорого, сюжеты фигурок были понятными, простыми и узнаваемыми: советские вожди и исторические деятели, дети и взрослые в бытовых сценках, юные пионеры, персонажи былин, герои литературных произведений. Многие статуэтки выпускали сериями на протяжении десятилетий.

В мелкой пластике были популярны композиции на темы русских и зарубежных сказок: «Иван-царевич и жар-птица», «Конек-горбунок», «Елисей». Художники создавали многофигурные композиции, состоящие из отдельных миниатюрных фигурок, например «Принц, надевающий туфельку Золушке», «Мачехи и сестры». На фарфоровых заводах выпускали статуэтки русских писателей, распространен был образ юного Александра Пушкина. Запечатлевали и героев его произведений: ночник «Рыбка» по «Сказке о рыбаке и рыбке», статуэтка «Шамаханская царица», шкатулка «Золотой петушок» и многие другие изделия.

В 1960-е стала популярной тема освоения космоса. Юрий Гагарин был одним из кумиров XX века. Статуэтки изображали известного космонавта, а также ракеты, спутники, космические корабли, луну и далекие планеты.

Мастера Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова (так стал называться ГФЗ с середины 1920-х) украшали предметы — кофейники, чернильницы, пепельницы — изображениями на тему оперы и балета. Образы, связанные с «высокой» культурой, были весьма популярны. ЛФЗ по-прежнему оставался законодателем моды на советский фарфор: все новаторства в технологиях и сюжетах прежде всего появлялись здесь. Крупными тиражами возобновили выпуск фарфоровых статуэток 1920-х годов, например, с изображением артистов, выступавших в знаменитых балетах Сергея Дягилева. В 1960-х вышла серия миниатюр по мотивам балета «Бахчисарайский фонтан» по одноименной поэме Александра Пушкина.

В 1970-х стали популярны скульптурные композиции на тему цирка. Авторы экспериментировали с красками и композициями, воплощали яркие образы. Заводы выпускали скульптурные группы, изображавшие цирковые сценки: клоунов, дрессировщиков и зверей — медведей, слонов, обезьянок во время исполнения номеров. Были популярны также статуэтки артистов цирка, например знаменитого клоуна Олега Попова.


Автор: Маргарита Ковынева

Скачать приложение