К доске, судари
До революции учебный процесс отличался от современного: 1 сентября не было единым днем начала занятий, ученики изучали другие меры веса и длины, использовали алфавит из 35 букв. Но так же, как и современные дети, гимназисты выходили к доске и решали задачи. Справимся ли мы с ними сегодня? Листаем дореволюционные учебники и пробуем решить упражнения по грамматике, арифметике и логике.
История школы
Образованием детей в начале XIX века в России занимались приходские школы, уездные училища и гимназии. Приходские школы открывали при церквях, учили всего год и преподавали Закон Божий, чтение, письмо, азы арифметики. В уездных училищах программа была шире: тут изучали и географию, и историю, и право, и рисование. В гимназиях получали образование представители высших сословий. Мальчиков (девочки в те годы в гимназии не допускались) готовили к поступлению в университеты. Здесь были и иностранные языки, и философия, и физика, и геометрия, и основы политической грамотности.
В середине века, после отмены крепостного права, общедоступных школ стало больше: появились народные училища, женские гимназии, а также бесплатные земские школы для крестьянских детей — в них обучали всех без разделения на сословия или вероисповедание. Работу всех заведений курировало Министерство просвещения, оно же утверждало учебники.
В XIX веке гимназии начинали работу в августе, а в сельские школы ученики приходили не раньше октября, когда заканчивались полевые и уборочные работы. Приказ о 1 сентября как едином дне начала занятий вышел только в 1935 году.
«Арифметика» Леонтия Магницкого (1703)
Первый русский учебник математики — «Арифметика» Леонтия Магницкого — был опубликован в 1703 году. Составитель книги — учитель Леонтий Телятин. Фамилию «Магницкий» ему даровал лично Петр I — за то, что «как магнит привлекал к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя». В 600-страничном учебнике по математике Магницкий знакомил детей с десятичным исчислением, сложением, вычитанием, дробями, основами геометрии и тригонометрии. По «Арифметике» учились в России более 200 лет. Михаил Ломоносов назвал ее «вратами учености». Все задания в книге построены на бытовых и жизненных сюжетах.
«Задачник к арифметике целых чисел» Николая Бугаева (1876)
Автор задачника — Николай Бугаев, математик, философ, председатель Московского математического общества. Он был одним из самых видных ученых XIX века, основоположником московской философско-математической школы. Бугаев оставил множество трудов, среди которых — школьные учебники.
Один из них — «Задачник к арифметике целых чисел» — дополнял «Руководство к арифметике целых чисел». Эти детские задачи «имеют целью или развить навык, привычку к вычислениям, или разъяснить смысл и значение арифметических действий», писал автор сборника. Все примеры основаны на разнообразных сюжетах и темах: школьникам нужно было не только помочь купцу рассчитать прибыль от продажи, но и узнать человеческие потери во время войн, размеры государств, количество населения в разных странах и многое другое.
Примечание: 1 кубический сажень равен 343 кубическим футам».
«Этимология в образцах. Русский язык. Опыт практического учебника русской грамматики» Константина Петрова (1915)
Константин Петров вошел в историю как краевед, историк и собиратель фольклора. Он преподавал в женских и мужских гимназиях и проверял качество бесплатного образования в селах, работая инспектором народных училищ.
Учебник Петрова по русскому языку переиздавали более 30 раз. Книга «Этимология в образцах» — сборник правил и упражнений, который Министерство просвещения рекомендовало для изучения в средних и низших, то есть начальных классах.
«Учебник русской грамматики» Петра Смирновского (1915)
Петр Смирновский — учитель русской словесности. Всю жизнь он работал в Санкт-Петербурге, преподавал в трех гимназиях и писал книги по речи, теории словесности и грамматике.
Учебник русской грамматики рекомендовался для младших классов средних учебных заведений. Первая часть учебника — теория, а вторая часть — «упражнения для разбора». Школьникам предлагалось просклонять разные части речи, проставить запятые, выбрать верное ударение и прочее.
«В царстве смекалки, или Арифметика для всех. Книга для семьи и школы» Емельяна Игнатьева (1914)
Емельян Игнатьев — русский математик. Он родился в 1869 году в семье простых крестьян деревни Выдренко Могилевской губернии. Однако благодаря способностям к учебе смог окончить гимназию и физико-математический факультет Киевского университета. В первую русскую революцию Игнатьев встал на сторону рабочих, а после 1917 года трудился в Институте народного образования и на Тульском рабфаке.
Свою первую книгу «Математические игры и развлечения» он издал в 1903 году, это был сборник занимательных задач по математике и логике. Его самый знаменитый труд — «В царстве смекалки, или Арифметика для всех» — трехтомное издание, в котором не было стандартных примеров на сложение, вычитание или умножение. Зато были логические, исторические задачи, шутки и даже указания к созданию оптических иллюзий. Книга много раз переиздавалась, в том числе и в советское время.
Вот такое интересное руководство, как умножать на девять, можно найти в книге:
Автор: Мария Соловьёва