Вокзалы Москвы и Петербурга — памятники архитектуры
Первая железная дорога в России появилась в 1837 году: она соединяла Петербург с Павловском и Царским Селом. Постепенно протяженность железных дорог росла, строились новые вокзалы. «Культура.РФ» рассказывает о тех зданиях, которые стали памятниками архитектуры и истории.
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге
Витебский вокзал был первым в России — изначально он назывался Царскосельским. В 1830-х годах его здание было деревянным, потом в середине XIX века его заменили каменным строением. Современное здание вокзала, построенное в 1902–1904 годах, — работа архитектора Станислава Бржозовского и инженера Симы Минаша. Они спроектировали необычную для того времени постройку в стиле модерн: прежде в Петербурге так строили лишь частные особняки. Вокзал был новаторским и с технической точки зрения: внутри него были предусмотрены транспортеры, лифты для багажа и пассажиров.
Ленинградский вокзал в Москве и Московский вокзал в Санкт-Петербурге
Первыми российскими железнодорожными вокзалами после Царскосельского стали два здания-близнеца — в Москве и Петербурге. Их спроектировал архитектор Константин Тон. Оба вокзала были выдержаны в стиле неоренессанс: в центре каждого из них возвышалась двухъярусная башенка, а фасады украшали большие венецианские окна. Внутри здания также были идентичны: на первом этаже располагались вестибюли, залы ожидания и императорские апартаменты, на втором — служебные квартиры сотрудников железной дороги. Вокзал в Санкт-Петербурге открылся в 1847 году, а в Москве — через два года.
Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге
Пригородный вокзал, от которого отправлялись поезда в Петергоф, появился на набережной Обводного канала в 1857 году. Сама железная дорога была построена на частные средства барона Александра Штиглица, который рассчитывал, что впоследствии ее сможет выкупить правительство. Вокзал спроектировал архитектор Александр Кракау. Здание делилось внутри на три части: в одной располагались кассы и багажные отделения, в другой — помещения для императорской семьи, а в третьей — зал для остальных пассажиров. В основном вокзалом пользовались петербургские дачники, которые выезжали на лето в городские предместья.
Станция Новый Петергоф
Здание вокзала в Петергофе построили в 1855–1857 годах по проекту архитектора Николая Бенуа, который решил его архитектурный облик в неоготическом стиле. С западной стороны располагалась четырехъярусная башня со стрельчатыми арками и декоративными копьевидными башенками-пинаклями. Источником вдохновения для Бенуа стал собор в итальянском городе Орвието: ранее архитектор принимал участие в его реставрации. На фасаде здания вокзала располагался герб барона Александра Штиглица — основателя Петергофской железной дороги.
Ярославский вокзал в Москве
Первое здание Ярославского вокзала появилось еще в середине XIX века. В 1895–1896 годах его перестроили по проекту Льва Кекушева: он реконструировал восточное крыло здания и перрон. Современный же вид вокзал приобрел после перестройки в 1902–1904 годах под руководством Федора Шехтеля. Архитектор спроектировал фасад здания в неорусском стиле с элементами модерна, украсив его декоративными растительными орнаментами, изображениями северных животных и керамическими панно с гербами Москвы, Ярославля и Архангельска. Интерьер здания дополняли живописные панно Михаила Врубеля и Константина Коровина. При проектировании вокзала Шехтель вдохновлялся архитектурой Московского Кремля и Спасского монастыря в Ярославле.
Павелецкий вокзал в Москве
Здание Павелецкого вокзала построили в 1900 году по проекту Александра Красовского. Это было симметричное строение в эклектическом стиле. Фасад был облицован декоративным кирпичом и тесаным камнем. Внутри здания располагались специальные царские комнаты, операционный зал, залы ожидания, багажное отделение, телеграф. В 1980-х годах здание серьезно реконструировали, увеличив его в шесть раз, но исторический облик фасада сохранили неизменным.
Рижский вокзал в Москве
Здание Рижского вокзала построили в 1897–1901 годах по проекту архитектора Станислава Бржозовского — автора Витебского вокзала в Петербурге. Монументальное здание в псевдорусском стиле, состояло из своеобразных теремов, соединенных переходами. Фасады здания украшали традиционные для русской архитектуры XVII века декоративные колонки и кокошники.
Свое нынешнее название Рижский вокзал получил лишь в 1946 году — прежде он назывался Виндавским, Балтийским и Ржевским. Сегодня это один из самых малозагруженных вокзалов в столице: за исключением пригородных электричек, поезда с него круглый год отправляются только в Ригу, Псков и Великие Луки.
Белорусский вокзал в Москве
Современный Белорусский вокзал построили в 1912 году, и тогда он был Александровским — в честь императора Александра I. Автором проекта стал архитектор Иван Струков. Вход в здание обрамляла центральная башенная арка, по обе стороны от нее располагались два купольных павильона. Украшением фасадов служили скульптурные картуши. Отдельная часть вокзала называлась «Царский угол» и была предназначена исключительно для императорской семьи. В годы двух мировых войн вокзал имел статус прифронтового: именно отсюда отправлялись эшелоны в зону боевых действий.
Казанский вокзал в Москве
В 1913 году архитектору Алексею Щусеву поручили строительство нового здания Казанского вокзала. Проект был непростой, его реализация затянулась — строительство закончили лишь в 1940 году. Архитектурный облик вокзала выдержали в неорусском и восточном стилях: это было асимметричное здание с многоярусной угловой башней, выстроенной в духе башни Сююмбике Казанского кремля.
Казанский вокзал стал знаковым проектом сначала для царского, а затем и для советского правительства, поэтому на его реализацию направили серьезные деньги и лучших специалистов. В частности, над интерьерами вокзала работали Николай Рерих, Борис Кустодиев и Зинаида Серебрякова.
Киевский вокзал в Москве
Киевский вокзал возвели в 1914–1918 годах. Проект здания разработали Вячеслав Олтаржевский и Иван Рерберг. Вокзал построили в стиле неоклассицизма — с высокой башней в центре и более низким основным корпусом с колоннадой. Фасад здания украшали скульптурные композиции и арочные окна. Пространство над платформами — дебаркадер — было перекрыто застекленными стальными арками, которые напоминали металлический купол. Проект дебаркадера подготовил инженер Владимир Шухов.
Автор: Лидия Утёмова