История одной вещи: волосник

Советует Культура.рф
Древнерусский женский головной убор с вышитыми золотыми единорогами найден в Московском Кремле
Ссылка скопирована

Во время раскопок в Московском Кремле специалисты Института археологии РАН обнаружили настоящую археологическую сенсацию: сохранившиеся волосники — расшитые золотом головные уборы XVI века. Почему это важно и какую историю может рассказать один предмет — разбирается «Культура.РФ».

Волосником на Руси называли шапочку, сплетенную из золотых нитей, с шелковым очельем. Замужние женщины носили волосник под платком, чтобы ни одна прядь не выбивалась из-под покрова: быть простоволосой считалось большим грехом.

Примеров таких головных уборов сегодня известно немного, всего около 30, ведь деликатная ткань очень плохо сохраняется под землей. А при резком изменении влажности золотые нити найденных волосников начинают быстро разрушаться, и для их спасения необходимо срочное вмешательство реставраторов.

Специалисты считают, что обнаруженные волосники принадлежали знатным женщинам, возможно имевшим отношение к царской семье: шелк и золотые нити в XVI–XVII веках стоили дорого и были недоступны простым, пусть даже и обеспеченным горожанам.

Головной убор замужней женщины на Руси был сложным и состоял из нескольких предметов — волосника, кокошника, или кики, убруса, или платка. Волосник был базовой частью убора: его кружевная, сетчатая верхняя часть придерживала забранные волосы и не давала им спутываться и выглядывать из-под платка, а очелье (тканевая полоса с орнаментом) стягивалось на затылке и плотно облегало голову. Таким образом верхний головной убор средневековой женщины защищался от грязи.

Чаще всего очелье делали из красного шелка: красный цвет на Руси имел особое значение. Он символизировал праздник, радость и власть. Чтобы придать очелью индивидуальность и магическую силу, на нем вышивали золотой орнамент — уникальный для каждого волосника. Символический узор должен был оберегать хозяйку убора от сглаза и злых духов.

Реставраторы Центра имени И.Э. Грабаря восстанавливали волосник очень аккуратно, ниточка за ниточкой, постепенно очищая его от земли и грязи.

«Каждый археологический предмет требует индивидуального подхода. Самое главное — понять, какую методику очистки можно применить в каждом случае, какой способ реставрации выбрать. В реставрации фрагментов волосников самым сложным был этап очистки: необходимо было удалить загрязнения, не повредив ни одной нити, и таким образом сделать возможным восстановление элементов орнаментов», — рассказала реставратор ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря Наталья Синицына.

На дошедших до нас волосниках часто встречаются орнаменты с изображениями мифических животных (олени, павлины, единороги), почти на каждом встречаются элементы растительного орнамента и «древа жизни».

С древности изображение единорога было широко распространено по всей Европе. В искусстве Руси единорог, или индрик, появился примерно в XI веке. В 1560-х годах единорог стал личным знаком Ивана Грозного и геральдическим символом московских князей. Изображения этого мифического животного появились на печатях и эмблемах, царских предметах, стали часто использоваться в архитектуре, декоре, в предметах декоративно-прикладного искусства, на одежде.

Олень — символическое животное древней культуры. Он ассоциировался с грациозностью, мудростью, стремительностью. Из-за древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал изобилие, вечное обновление жизни и ход времени. Иногда олень изображался также посланником богов или небесных сил, чудесным вестником и проводником, указывающим путь к цели.


Автор: Анастасия Гусева

Скачать приложение