Скрытая реклама в романе «Евгений Онегин»

Советует Культура.рф
Как Пушкин использовал стихи для продвижения брендов
Ссылка скопирована

На страницах романа «Евгений Онегин» Александр Пушкин упоминал торговые марки, рестораны и даже модели головных уборов, популярные в России начала XIX века. Разбираемся, где обедал Онегин, почему он носил боливар и пользовался брегетом.

Шляпа боливар

Один из самых модных головных уборов онегинских времен напоминал формой цилиндр, но имел более широкие поля. В черновиках и набросках к роману сам Пушкин иногда рисовал героев в боливарах.

В XIX веке некоторые модели одежды и головных уборов называли в честь общественных деятелей, а при помощи шляпы можно было подчеркнуть свои политические взгляды. В 1821–1823 годах, когда Пушкин начинал работать над романом, вошли в моду шляпы, названные в честь генерала Симона Боливара — национального героя Южной Америки, вождя борьбы за независимость американских колоний от Испании. В тот период генерал как раз освобождал Перу, а в 1825 году в его честь назвали Республику Боливар — современную Боливию.

Сторонники Боливара носили шляпы с широкими полями. В европейскую моду такие головные уборы проникли в 1810-х годах. Их поля, как упоминал бытописатель Михаил Пыляев, часто оказывались настолько широкими, что невозможно было пройти в узкую дверь. Однако уже в 1825 году модный московский журнал «Московский телеграф» писал, что боливары теряют популярность. Так что Онегина автор одел в точности по моде начала 1820-х годов — а кроме того, намекнул на его политические симпатии.

Часы «брегет»

Щеголю Онегину не нужно было вынимать часы из кармана, чтобы взглянуть на циферблат, — достаточно было запустить внутрь руку, нажать на пружинку, и часы отзванивали время. Модели с такой функцией — как говорили в то время, «с репетицией» — выпускали разные фирмы, но особенно популярны были изделия «Breguet». Пушкин упоминал их в тексте несколько раз: перед ужином «желудок — верный наш брегет» намекал героям на время трапезы; перед спектаклем «звон брегета им доносит, что новый начался балет».

Фирму «Breguet» основал часовой мастер Абрахам-Луи Бреге, швейцарец по рождению. Свой первый магазин он открыл в 1775 году в Париже, а в 1809 году представительство компании появилось в Санкт-Петербурге. Брегеты славились точностью и изящным внешним видом. В число поклонников этой марки входили князья Голицыны, Гагарины, Юсуповы и даже император Александр I.

Любопытно, что покупатели продукции Бреге — образованные аристократы — конечно, знали верное произношение французской фамилии. Однако в русский язык название фирмы вошло в буквальном прочтении — с буквой «т» на конце. К тому же так было удобнее рифмовать.

Ресторан Талона

Пушкин отправил своего героя обедать в модный ресторан Пьера Талона на Невском проспекте, где часто бывал сам. Ресторан занимал дом Косиковского у Полицейского моста (сейчас он называется Зеленым). В нем можно было, по словам писателя Фаддея Булгарина, «в полной мере удовлетворить ваши гастрономические потребности». И действительно, Пушкин приводит в романе целый список популярных блюд этого ресторана — ростбиф, трюфели, страсбургский пирог.

Пистолет «Лепаж»

Ружейная фирма Le Page (впоследствии — Fauré Le Page) была основана в Париже еще в 1717 году и оставалась в руках одной семьи почти 200 лет — до 1913 года. Основателя фирмы звали Луи Пиньи, но он завещал дело племяннику (по другим сведениям — мужу племянницы) Пьеру Лепажу, и именно под этой фамилией марка прославилась на всю Европу. У фирмы было множество клиентов, в том числе и из самых высших слоев общества — например, она поставляла оружие французскому королю Людовику XV.

Пушкин говорит уже о своем современнике Жане Лепаже, племяннике Пьера. У него заказывали оружие несколько правителей Франции: Людовик XVI, Наполеон Бонапарт, Людовик XVIII.


Автор: Софья Багдасарова

Скачать приложение