От «Ведомостей» до «Дамского журнала»

Советует Культура.рф
Топ-10 дореволюционных периодических изданий России
Ссылка скопирована

Детские и взрослые, военные и женские, столичные и провинциальные. Вспоминаем газеты и журналы, которые выходили в России с начала XVIII века и до революции.

«Ведомости»

Первый лист «Ведомостей» отпечатали в январе 1703 года. Газетные строки были наполнены эхом Северной войны и петровских преобразований, что следовало и из полного названия издания — «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». Случалось же в те времена немало. На военные нужды требовались все новые орудия: «На Москве вновь ныне пушек медных гоубиц и мартиров вылито 400». Развивалась система образования: «Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили». Крепли международные связи на Востоке: «Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало».

После смерти Петра и вплоть до революции газету издавала Академия наук, а с 1991 года «Санкт-Петербургские ведомости» возродил коллектив «Ленинградской правды».

«Детское чтение для сердца и разума»

В 1785 году в России появился первый детский журнал. Бесплатное приложение к газете «Московские ведомости» издавал Николай Новиков. Двадцатилетний Николай Карамзин переводил для маленьких читателей лучшие произведения западной литературы того времени. Каждую неделю он сдавал в журнал по двадцать страниц текста — среди них были и его собственные сочинения. В «Детском чтении» была опубликована первая повесть Карамзина «Евгений и Юлия» — легкая и изящная. В издании печатали не только художественную литературу, но и рассказы о природных явлениях, растениях и животных. Юные читатели журнал обожали. Писатель Сергей Аксаков вспоминал о своем знакомстве с ним: «В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир».

«Казанские известия»

«Газета как коммерческий проект» — так в 1811 году обосновали сотрудники Казанского университета появление нового местного издания. Профессор прикладной математики и опытной физики Иван Запольский писал: «При количестве пятисот «пронумерантов» или подписчиков, платящих два рубля в год, университет мог получать до одной тысячи рублей чистого годового дохода».

На страницах коммерческого издания местные репортеры рассказывали о научной и светской жизни города, в газете публиковали выдержки из «Краткой истории города Казани» профессора Карла Фукса, сообщения о погоде, «загадки и басенки». Читали «Казанские известия» более чем в двадцати губерниях, а спустя десять лет на 818-м выпуске издание переросло в журнал «Казанский вестник».

«Сын Отечества»

В патриотическом журнале — ровеснике войны 1812 года впервые в русской периодике появились иллюстрации. Издание подробно рассказывало о сражениях, военных буднях и солдатских подвигах. Здесь начали появляться политические карикатуры, а их главными героями стали Наполеон, французы и дворяне-галломаны — любители всего французского. Их рисовали художник Алексей Венецианов и скульптор-график Иван Теребенев.

После победы в Отечественной войне на первые полосы вышел литературный отдел. Читатели познакомились с патриотическими баснями Ивана Крылова «Волк на псарне» и «Обоз» и обзором литературы за последний год. Позже жанр книжного обзора стал очень популярным в XIX веке.

«Русский инвалид»

Военная газета была основана в Санкт-Петербурге в 1813 году с патриотической и благотворительной целью. Средства от ее продажи издатель Павел Пезаровиус передавал на нужды инвалидов Отечественной войны, солдатских вдов и сирот. Часть пожертвований и денег, вырученных от подписки, вкладывалась в учрежденный Александром I Комитет о раненых. Вскоре газета стала рупором этой благотворительной организации, а с 1862 года — официальной газетой Военного министерства.

Первой на издание подписалась императрица Мария Федоровна. Газета была очень популярной: на ее страницах появлялись оперативные сводки с полей сражений. Военную тематику дополнило «Литературное прибавление», которое редактировал известный литературный критик Александр Краевский. Издание выходило до 1917 года.

«Отечественные записки»

Литературный журнал «Отечественные записки» основал в 1818 году историк и писатель Павел Свиньин. Первоначально на страницах издания рассказывали о географии и истории, быте и нравах России. Спустя двадцать лет Свиньин передал свое детище Александру Краевскому. Издатель наполнил сорок печатных листов новыми рубриками: «Современная хроника России», «Наука», «Художества», «Словесность», «Смесь». В разные годы для журнала писали Василий Жуковский и Владимир Одоевский, Михаил Лермонтов и Александр Герцен, Николай Огарев и Иван Тургенев. С 1868 года фактическим руководителем издания стал Николай Некрасов, отдел беллетристики он отдал Михаилу Салтыкову-Щедрину. После смерти Некрасова Салтыков-Щедрин возглавил редакцию.

«Дамский журнал»

Отечественный «Дамский журнал» по задумке князя Петра Шаликова должен был заменить зарубежные женские издания. С 1823 года на печатных страницах выходили романы и светские новости. Русских барышень знакомили с модными образами и давали им советы для успешного брака в стиле «не противоречить мужу, ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел». Для привлечения читательниц «Дамский журнал» одним из первых начал печатать цветные иллюстрации — «парижскую моду». С изданием сотрудничали автор водевилей и драматург Александр Писарев, поэты Петр Вяземский и Василий Пушкин, а вот Александр Пушкин написал на издателя эпиграмму «Князь Шаликов, газетчик наш печальный». Петр Шаликов издавал журнал — и отбивался от критиков — долгие десять лет.

«Будильник»

Сатирический журнал основал в 1865 году художник Николай Степанов. На тот момент у него был большой опыт работы в периодике: он сотрудничал с патриотическим «Сыном Отечества», выпускал «Музыкальный альбом» вместе с зятем — композитором Александром Даргомыжским — и нарисовал более полутора тысяч карикатур для журнала «Искра».

В «Будильнике» публиковал свои первые юмористические рассказы Антон Чехов — под псевдонимом Антоша Чехонте и Брат моего брата. В журнале выходили ранние произведения — стихи о Волге — будущего известного журналиста и писателя Владимира Гиляровского. Иллюстрировал издание русский живописец и архитектор Федор Шехтель — автор зданий МХАТа, Политехнического музея и кинотеатра «Художественный».

«Уединенный пошехонец»

Первый в России провинциальный журнал вышел в 1786 году в Ярославле. Его название связано с местностью: пошехонцами именовали ярославцев, живших на берегу реки Шехоны. Журнал издавали члены местного масонского кружка, которым руководил генерал-губернатор Алексей Мельгунов. Он прославился своей оценкой Екатерины II, назвав ее «очень и очень полезным государству человеком». Журнал тоже рассыпался в похвалах «просвещенной государыне», советовал местным помещикам быть терпеливее с крестьянами, обличал моральные пороки дворянства — безделье и лень. Также в издании регулярно публиковали историко-географические очерки о Ярославской губернии. Позже их использовали для топографического описания края.

«Северный край»

Издание «Северный край» выходило с 1898 по 1905 год. Первая ярославская негосударственная газета разлеталась пятитысячным тиражом во все соседние губернии от Архангельской до Тверской. Она рассказывала о жизни Русского Севера и печатала авторов самых различных взглядов — от театральных рецензий актера и режиссера Михаила Чехова до статей социал-демократов и эсеров. Издание не раз пытались закрыть, его тиражи изымали из бесплатных библиотек, сотрудников причисляли к разряду неблагонадежных, но газеты все равно доходили до читателя — даже после официального закрытия в 1905 году. В лучших традициях конспирации редакция за два года сорок раз меняла название, оставляя главное слово — Северный. Вестник, речь, курьер, голос, край, рабочий… Выходила газета, даже когда сотрудников отправили в ссылку в Устюг. Ее существование прекратилось в 1909 году, но после революции выпуск издания вновь возобновился.

Скачать приложение