Культурный код: рождественская кухня
Блюда по старинным рецептам, которые вы можете приготовить сами.
До первой звезды нельзя
За 40 дней до Рождества начинается Рождественский (или Филиппов) пост. Он достаточно строгий, а его окончание, когда не благословляется даже рыба, по времени как раз совпадает с празднованием Нового года. Так что православным в ночь с 31 на 1 винопития не положено. А шестого января не положено и есть ничего, кроме сочива. Считается, что именно это блюдо и дало название Сочельнику — последнему дню перед Рождеством. Его ели вечером, когда на небе появлялась первая звезда — блюдо из злаков, орехов и сушеных фруктов должно было дать сил выстоять долгую рождественскую службу.
Схожих рецептов сочива достаточно много, единственно верного, пожалуй, не существует. Выбор злаков, круп и добавок к ним зависел от региона, достатка в семье и личных предпочтений хозяйки. Где-то на стол ставили коливо, где-то — кутью, по сути, это одно и то же, только названия разные. Важно помнить, что в русской обрядовой кухне кутья может быть как скоромной, так и постной, и в Сочельник подают именно постную. Разговеться (то есть поесть непостной пищи) православный сможет только на следующий день, на Рождество.
Головой не вертит, на зубах хрустит
В Сочельник же начинали готовиться к рождественскому застолью — по обычаю нужно было приготовить как минимум 12 разных блюд, по числу святых апостолов. Конечно, такую традицию выдержать было сложно — для такого богатого меню нужно было обладать определённым достатком. Чтобы его как раз и приманить, к Рождеству выпекали целые стада козуль — пряничков в виде животных. Они были и лакомством, и оберегом для дома.
В северных деревнях козуль либо вырезали из раскатанного теста специальной формой (которую берегли и передавали по наследству), либо лепили, как глиняную игрушку. Пекли их сначала из ржаной муки, позже — из пшеничной, затем к ней стали добавлять жженый сахар, а в XVIII веке северянам стали доступны различные пряности, и козули стали ещё вкуснее. Тесто для них готовили сильно заранее, выдерживали на морозе — считалось, что от этого его качество улучшается. Готовые пряники покрывали белой сахарной или розовой глазурью, которую получали с помощью сока клюквы или брусники.
Гусь свинье товарищ
Долгое время на Руси сохранялся обычай в Рождество класть на стол сено — в память о яслях, в которых родился младенец Иисус. Его укладывали либо под скатерть, либо посреди стола. Вокруг расставляли мясные блюда: чем больше, тем лучше, в несколько рядов. Тут была и свинина, и баранина, и всякая птица; все годилось к застолью. Но венчал рождественское меню, конечно, гусь — зажаренный целиком, обложенный мочёными яблоками и квашеной капустой. Хорошие кухарки гуся выбирали тщательно, в проверенных лавках у знакомых продавцов. Часто в праздничные дни продавцы гусятины, пользуясь ажиотажным спросом, шли на надувательство — то есть, как объясняли в старинных поварских книгах, «вводили во внутрь ея, через заднее отверстие воздух и зашивали отверстие с некоторым искусством и маленьким фокусничеством». Такой надутый гусь на роль коронного блюда никак не годился, разве что на бульон.
Хрен всему голова
Мясное изобилие на столах объяснялось тем, что к Рождеству в деревнях всегда забивали последнюю скотину, чтобы не кормить её всю зиму. Такой порядок хозяйствования существовал и до сих пор существует во многих странах, так что запеченного молочного поросёнка или гуся под румяной корочкой нельзя считать сугубо русским рождественским блюдом. И тем не менее, национальные отличия всё равно есть. Касаются они в основном используемых приправ и гарниров. Если в Греции, например, поросёнка подают с сельдереем, а в Германии с тушёной капустой, то у нас испокон веков лучшей добавкой считается хрен. Он абсолютно универсален, подавали его чуть не ко всем блюдам русской кухни: и к мясным, и к рыбным, и к холодным, и к горячим. Жгучий вкус часто смягчали сметаной, и такая приправа много лет была куда популярнее, чем нынешний майонез.
Не бей клин под овсяный блин
Не обходился рождественский стол без выпечки. Пироги, пирожки, расстегаи, кулебяки, калитки или колядки, которыми одаривали колядующих — чего тут только не было. Особняком в этом ряду стоят овсянцы, блины из овсяной муки. Традиция готовить их в эти дни явно идёт ещё с дохристианских времён. Сам период от Рождества до Крещения, Святки, во многих местностях именовался Авсеньки или Овсеницы. Пекли блины на топлёном масле и щедро экспериментировали с различными припёками (начинками, которые запекают прямо в тесте). Хорошо к овсянцам шла пряженина — от слова «пряжить», то есть жарить на толстом слое перекаленного масла. Такой способ кулинарной обработки очень древний, корни его исследователи раскопали чуть не в XV веке. Однако сейчас он фактически вышел из употребления. А блюдо осталось, особенно оно популярно в польской и белорусской кухне.
Пей, да дело разумей
Что пили на Рождество? Если в Сочельник меню строго регулировалось церковным обрядом, то после каждый праздновал в соответствии с собственным вкусом и бюджетом. Это касалось и напитков — и наливки, и настойки, и домашние вина и прочие хмельные напитки, которые в наше время кажутся довольно экзотичными.
Впрочем, традиционные русские напитки всегда имели варианты без градусов — для детей или тех, кто и в праздники строг нравом.
Бывало, что накрытый стол от Рождества не убирали до самого Крещения — ждали то гостей, то колядующих, да и домашних такой режим бесконечного питания устраивал. Эта традиция вполне совпадает и с современным сценарием новогодних каникул. Главное — помнить: всё-таки Рождество праздник церковный, а в такие дни для верующего человека предпочтительней пища духовная.