Что написать на «чистой доске»
Джон Локк, Мишель де Монтень, Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо… Мысли европейских философов и собственный опыт преподавания в кадетском корпусе Александра Бестужева вылился в трактат XVIII века «О воспитании».
Александр Федосеевич Бестужев — искусствовед, издатель, один из основателей литейного дела — был личностью разносторонней и посты занимал самые разные: от конференц-секретаря Академии художеств до статского советника. Дом Бестужевых — настоящий культурный центр своего времени, где бывали выдающиеся люди: создатель петергофского Самсона скульптор Михаил Козловский, автор знаменитого портрета Лопухиной Владимир Боровиковский, основоположник русской скрипичной школы Иван Хандошкин.
Свои педагогические идеи, основанные на трудах философов и просветителей, Бестужев реализовывал и в многочисленном семействе. От Аристотеля и tabula rasa — согласно которой сознание ребенка — «чистая доска», до идей общедоступного обучения Яна Амоса Коменского. Восемь детей — это уже целый коллектив, простор для педагогических экспериментов, да и теория собственного примера на службе общества в дворянской семье была не просто словами. Жена Бестужева Прасковья Михайловна во время русско-шведской войны была в сестрах милосердия. А их сыновья не только стали непосредственными участниками событий на Сенатской площади в декабре 1825 года, но и оставили свой след в живописи и литературе. По признанию Михаила Бестужева, свою систему отец применял при воспитании своих сыновей.