«Великой себя не считаю». Марина Ладынина
Трактористка Марьяна, свинарка Глаша, председатель колхоза Галина Ермолаевна. Сельские жительницы Марины Ладыниной выходили обаятельными и убедительными. Ей, девушке из крестьянской семьи, приходилось работать дояркой, но вместе с тем она была суфлером в школьном самодеятельном театре. Подсказывала так увлеченно и громко, что ее звали «артистка», а спустя несколько лет прозвище стало профессией.
«Мне кажется, я родилась с желанием стать актрисой»
Первые шаги к профессии Марина сделала в Елабуге. Девочка играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала при каждом удобном случае — даже вместе с цыганами на базарной площади. Первую роль сыграла в детском благотворительном спектакле, устроенном местной купчихой. В постановке «Птичий переполох» была Весной. Тогда же шестилетняя актриса получила первый сценический костюм — пышное платье — и первые цветы:
Работа суфлера в ачинском школьном театре, а затем и первая роль Наташи в спектакле «Русалка» на пушкинском вечере. Марина Ладынина получила не только одобрение матери, которая до этого увлечение дочери не жаловала, но и первые предложения антрепренеров заезжих трупп отправиться в гастроли по стране. Девушка выбрала другой путь — в столицу. За знаниями. Но до этого успела поработать учительницей в Сибири и в Смоленской губернии. Посоветовал отправиться в Москву Ладыниной актер Театра Мейерхольда Сергей Фадеев, разглядев в школьной учительнице актерский талант. Первым учебным пособием для Марины стала книга, подаренная заезжим гостем, — «Моя жизнь в искусстве» Станиславского.
«Особо одаренная»
Такую пометку сделала в ведомости приемная комиссия ГИТИСа и освободила девушку от остальных экзаменов. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ. В 1929 году Ладынина получила эпизодическую роль в немом фильме «В город входить нельзя», а в 1932-м сыграла слепую цветочницу в картине «Просперити».
После ГИТИСа молодая актриса пришла работать на одну сцену с Качаловым, Москвиным, Кторовым, Андровской. С первой же ролью — монашки Таисии в спектакле «Егор Булычов и другие» — справилась блестяще. Работу отметил сам автор пьесы — Максим Горький. «В людях», «Достигаев», «Цыгане», «Три сестры». Актрису перевели в основной состав, и Станиславский написал своей сестре, что видит в Ладыниной «будущее МХАТа».
Немирович-Данченко неохотно отпускал молодую актрису на съемки: «Сниматься иногда надо — заработать и все такое. Но не забывайте, что вы — наша, никогда не бросайте театр!» Предчувствия мэтра не обманули: талантливую актрису увел из театра режиссер Иван Пырьев.
«Главная роль — твоя. Все главные роли — твои»
Первая совместная работа Пырьева и Ладыниной — картина «Богатая невеста». Музыкальная история прошла непростой путь от съемочной площадки до экрана — с разгромными статьями в прессе, критикой кинокомитета и восторгом Сталина. После просмотра в Кремле Пырьеву и Ладыниной вручили ордена Ленина. Актриса отправила свою награду в ящик стола, в котором за последующие годы собралась немалая коллекция правительственных знаков отличия.
Успешный дебют в жанре народной комедии режиссер решил закрепить историей из жизни трактористов. Изящная и хрупкая Марина Ладынина облачилась в мешковатый комбинезон и села на мотоцикл. «Когда я узнала, что в «Трактористах» надо ездить на мотоцикле, я была счастлива. У меня был мальчишеский характер». Партнер по картине Николай Крючков научил Марину падать, и в кадре актриса водила тяжелый ПМЗ-750 как заправская гонщица. «Трактористы» сделали съемочную группу звездами всесоюзной величины, а Ладынина получила свою первую из пяти Сталинских премий.
«Теперь я всю жизнь буду играть колхозниц?» — спросила Ладынина мужа-режиссера. Картина о рабочей московского завода «Любимая девушка» вышла неудачной, и режиссер вновь вернулся к проверенной теме. Идея пришла на Сельскохозяйственной выставке. Режиссер купил шкатулку с изображением пастушка и босоногой девушки, которая слушала его песни и пасла поросят. Картинка вдохновила на создание фильма «Свинарка и пастух».
Владимира Зельдина на роль Мусаиба выбрала из многочисленных кинопроб сама съемочная группа. Съемки картины пришлось прервать: началась война. Пырьев пошел добровольцем на фронт, Зельдин — в танковую школу, но по личному указу Сталина работу продолжили — всем участникам съемочной группы дали бронь. Приходилось то шутить в кадре, то прятаться от бомбежки.
Картина с мыслями о Победе. «В 6 часов вечера после войны». Первый послевоенный вечер с залпами салюта и цветами белой сирени Пырьев снимал в 1944 году. В первом варианте сценария героиня погибала и встреча на мосту была видением. Но режиссер просто не мог испортить трагическим финалом один из самых трогательных фильмов военных лет, когда до настоящих залпов победного салюта оставался целый год.
Фильм, принесший Марине Ладыниной звание народной артистки Советского Союза, — «Кубанские казаки». Одна из немногих картин, на съемках которой Ладынина переживала, что роль «не идет». Экранный образ решительной и душевной Галины Ермолаевны требовал от актрисы новых красок. После многочисленных дублей и переживаний исполнительницы главной роли зритель встретил картину восторженно. «Каким ты был…» — пела вся страна на лиричную мелодию Исаака Дунаевского и заваливала актрису письмами: «Ты — наша. И конем ты управляешь, как заправский наездник. И смеешься, как наши жены».
«Я не выношу одиночества»
Кинокарьера Марины Ладыниной закончилась одновременно с браком. В 1954 году на экраны вышел фильм «Испытание верности». В картине актриса сыграла женщину, от которой ушел муж. В жизни ей досталась та же роль. Сначала Марина Алексеевна работала в Театре киноактера, ездила по стране и собирала полные залы. Но в последние годы жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Уходили из жизни друзья, пришлось покинуть театр, хотела написать мемуары, но не сложилось. Актриса прожила 94 года. «Я не считаю себя настолько выдающимся человеком, чтобы оставлять после себя мемуары. Однажды меня пригласили участвовать в концерте «Великие и неповторимые», и я пошутила: «Великой себя не считаю, но неповторимой — это точно!»