Здание как экспонат: неповторимый ГИМ
Каждый зал Государственного исторического музея — маленький архитектурный шедевр и исторический экспонат. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.
ГИМ строился, когда обезличенные музейные залы с белыми стенами еще не вошли в моду. Каждый из залов задумывался как архитектурное обрамление экспозиции и имел собственную тему. В декоре интерьеров цитировались храмы и другие здания соответствующей эпохи. А проекты разрабатывали лучшие архитекторы того времени. Вот несколько из этих залов-экспонатов.
Парадные сени
Какое время: XV–XIX века
Чем вдохновлялись: Новоспасский монастырь (Москва), Софийский собор (Новгород), собор Василия Блаженного, Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, церковь Никиты Мученика за Яузой, Васильевский монастырь близ Кидекши.
Огромные Парадные сени — когда-то главный вход в музей. Самое запоминающееся в декоре сеней — потолок. Это гигантская роспись с изображением символического родословного древа русских правителей — от равноапостольных князей Ольги и Владимира до императора Александра III с супругой (всего 68 портретов). Древо создано на основе фрески XVII века «Древо государей Российских» в соборе Новоспасского монастыря в Москве — родовой усыпальнице бояр Романовых. Та роспись, созданная при царевне Софье, сильно пострадала (ведь после революции в монастыре находилась исправительная колония). Часть фресок была снята со стен и ныне хранится в ГИМе. Эта роспись в ХХ веке была забелена.
Орнамент, который покрывает стены, повторяет «травы», которыми было расписано царское место Ивана Грозного в Новгородской Софии. А цокольная часть стен «искусственного мрамора» создана по образцу папертей собора Василия Блаженного. Львы у пилонов мраморной лестницы взяты с Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Позолоченная решетка у входа в Византийский зал повторяет узор резной сени из кремлевского Успенского собора — а с обратной стороны портал оформлен по образцу церкви Никиты Мученика за Яузой и Васильевского монастыря близ Кидекши.
Византийский зал
Какое время: III–ХII века
Чем вдохновлялись: катакомбы Рима, мавзолей Галлы Плацидии (Равенна), Татевский монастырь (Армения), собор Святой Софии (Стамбул), монастырь Пантократора (Стамбул), собор Монреале (Палермо)
Важный экспонат: чарка, выточенная императором Петром I собственноручно из ореха в 1709 году
Три зала Христианской анфилады (ныне здесь располагается экспозиция «Золото») иллюстрировали византийское искусство, которому русское столь многим было обязано. Для его отделки архитекторы изучили те раннехристианские памятники, увидеть которые и сегодня весьма затруднительно, — катакомбы Рима, а также византийские мозаики Равенны, Стамбула и сицилийских храмов.
Первый зал — уменьшенная копия центрального пространства Святой Софии в Константинополе. Оттуда скопирована мозаика с изображением императора Льва VI у ног Христа. Также анфилада украшена копиями фресок из римских катакомб святых Каллиста, Прискиллы, Агнессы, Корнилия, Претекстата и Люцины. Из равеннского мавзолея Галлы Плакидии взята композиция «Добрый Пастырь», а пол, где изображен голубь с оливковой ветвью, — копия мозаичного покрытия из катакомб святой Елены в Риме, раскопанного в 1838 году.
Зал № 2 (зал каменного века)
Какое время: первобытная эпоха
Чем вдохновлялись: археологические памятники деревни Волосово на Оке
Важный экспонат: фигурка полярной куропатки со стоянки Мальта в Иркутской области, изготовленная 22-20 тысяч лет назад, резьба по кости
Этот зал посвящен эпохе неолита и украшен узорами, заимствованными из ямочно-гребенчатого декора сосудов, найденных в середине XIX века близ деревни Волосово.
Но ключевое в оформлении зала — панно «Каменный век», созданное художником Виктором Васнецовым. Для его написания меценат Савва Мамонтов построил Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых (в том числе Валентин Серов).
Непривычный для сказочника сюжет трактован достаточно натуралистично: люди немыты, лохматы… Тут несколько сцен: «Добывание огня и ловля рыбы», «Обработка шкур», «Охота на мамонта», «Пиршество». Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века (консультантами были антрополог Московского университета Дмитрий Анучин и археолог Владимир Сизов), и сегодня многие элементы его «реконструкции» считаются устарелыми и ошибочными.
Зал № 5 (зал железного века)
Какое время: железный век
Чем вдохновлялись: ювелирные украшения и керамика «звериного стиля»
Важный экспонат: парадные секиры IV–V веков до н. э., найденные в Архангельской губернии на берегу реки Пинеги
Зал, посвященный железному веку, украшен декоративными мотивами «звериного стиля». Самые знаменитые образцы этого искусства — золотые скифские украшения, однако в нем творили и сарматы, и другие народы Европы и Азии.
Головы зверей и птиц на карнизе взяты с находок в мерянских и екатеринославских курганах, а рельеф над дверным проемом с фантастической птицей вдохновлен сибирским золотым украшением из Эрмитажа. Львы в зале скопированы с предметов в скифских могилах, а мозаика пола повторяет гончарные узоры из курганов Владимирской и Ярославской губернии.
Новгородский зал (№ 9)
Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись: церковь Спаса на Нередице, церковь Святого Георгия на Старой Ладоге, иконы «Битва новгородцев с суздальцами», «Знамение»
Важный экспонат: берестяная грамота 1220–30-х годов с «автопортретом» новгородского мальчика Онфима (из набора его упражнений)
Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Николаем Софоновым, которые изготовили копии фресок Спаса на Нередице (позже уничтоженные фашистами). В центре свода, будто в куполе храма, изображено Вознесение Христа. На стенах — святые и композиция с изображением князя Ярослава, преподносящего модель этой церкви Христу. Одна из росписей повторяет знаменитую икону «Битва новгородцев с суздальцами», другая — план Древнего Новгорода с иконы «Знамение» из церкви Михаила Архангела. Этот и другие залы с «христианскими» фресками по идеологическим соображениям в советское время были забелены и только в 1990–2000-е годы открыты после реставрации.
Для украшения зала была изготовлена копия Корсунских ворот Новгородской Софии. Мозаичный пол вдохновлен орнаментом из церкви Святого Георгия на Старой Ладоге, а арочные проемы украшены по образцу порталов Софии Новгородской.
Владимирский зал (№ 10)
Какое время: XII–XV века
Чем вдохновлялись: Дмитриевский собор (Владимир), Успенский собор (Владимир)
Важный экспонат: половецкая «баба» из села Ступки Донецкой области — языческий идол XIII века
Декор этого зала «белокаменный»: здесь использованы слепки рельефов Дмитриевского собора. Это композиции с изображением царя Давида и Александра Македонского, семейный портрет Всеволода Большое Гнездо с сыновьями. Интерьер дополнен фресками из Успенского собора, которые создавала та же палехская артель. Причем в то время, когда шла работа, фрески в Успенском соборе только-только были раскрыты, и именно Софонов делал их кальки. Рисунок мозаичного пола взят оттуда же.
Суздальский зал (№ 11)
Какое время: XII–XIII века
Чем вдохновлялись: Георгиевский собор (Юрьев-Польский), Успенский собор (Владимир)
Важный экспонат: Мстиславово Евангелие (до 1117 года)
Это пространство продолжает тему предыдущего зала — оно также украшено «резьбой», однако на сей раз тут слепки фасадов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Этот храм известен тем, что после обрушения его «собрали» заново, но как попало, не озаботившись подбором рисунка, так что первоначальные узоры представить невозможно. В ГИМе эти львы, грифоны и птицы представлены в большем порядке.
Роспись пола и его мозаики копируют фрески Успенского собора во Владимире. Для украшения зала также была изготовлена копия южных врат Рождественского собора в Суздале.
При написании статьи использованы материалы книги Натальи Датиевой «Исторический музей. Архитектура. Интерьеры».
Фотографии предоставлены пресс-службой ГИМ.