«Эталонный актер» Александр Калягин
Первое ощущение успеха к Александру Калягину пришло в пять лет, а в семь — был собственный театр. Пусть домашний. Но уже тогда будущий актер и режиссер развешивал кулисы по собственному «художественному замыслу». Словно представляя будущее… еt cetera… и так далее.
Театр начинается дома
Открыл себя Александр Калягин в пятилетнем возрасте — и уже тогда мечтал стать артистом.
Занимался в детской студии художественного чтения в Доме пионеров в нынешнем переулке Огородная Слобода, а тогда Стопани. И признанием обделен не был. По просьбе любящих родных вставал на табуреточку и что-нибудь читал или изображал.
Режиссер младшего школьного возраста
Александр был единственным ребенком в семье. Родился в городе Малмыж, в эвакуации. Отец Александр Георгиевич — декан исторического факультета, умер вскоре после рождения сына. И хоть Калягин прожил в Кировской области меньше года, туда он приезжает до сих пор — на могилу отца и в Вятскополянскую детскую школу театрального искусства имени Калягина. Актер поддерживает стипендией талантливых учеников.
Сам Александр Калягин первым театральным опытом обязан маме — Юлии Мироновне. Именно она привела домой столяра, когда семилетнему мальчику захотелось иметь домашний театр. В первых постановках участвовали человечки, вырезанные из бумаги, а сюжет придумывался прямо на глазах у зрителей — маленьких соседей по коммунальной квартире.
«Охранная грамота»
«Как вы достигли такого таланта?» — с таким письменным вопросом обратился 13-летний Александр Калягин к своему кумиру — Аркадию Райкину. «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд», — ответил актер. Письмо артиста Александр Калягин бережно хранит всю жизнь, а в 1978 году прочитал его Райкину в эфире передачи «Театральные встречи».
Две профессии: нормальная и мечта
По решению семейного совета после окончания школы Александр Калягин поступил в медицинское училище. Мама разделяла увлечение сына, но настояла, чтобы он получил «нормальную» профессию. Калягина-медика хватило на два года работы в скорой помощи, после чего пришел черед мечты: с первой попытки он поступил в Щукинское театральное училище, где уже на втором курсе в постановке «Свидание хотя и состоялось, но…» Калягин «попал» в образ чеховского героя.
Александр Калягин в кино
Кинороли — в самых блистательных отечественных фильмах. Александр Калягин практически сразу нашел своего кинорежиссера. В 1974 году на экраны вышел полнометражный дебют Никиты Михалкова — «Свой среди чужих, чужой среди своих». Калягин сыграл в компании замечательных актеров начальника железнодорожной станции Ванюкина. Историко-революционный материал вылился в классический вестерн.
«Раба любви». Картина о детстве кинематографа, которое пришлось на годы революции и Гражданской войны. Калягин — в роли режиссера, снимавшего очередную «фильму».
Роль Платонова в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» заставила Александра Калягина похудеть на 20 килограммов, когда режиссер Никита Михалков «уполовинил» фломастером фотографию актера.
За роль Платонова Калягин получил специальный приз жюри на Международном кинофестивале в колумбийской Картахене. А сам фильм завоевал главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне и призы в Югославии, США и Италии.
Всенародную любовь на родине комедийному артисту Калягину принесла искрометная роль донны Розы из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». На главную роль пробовались Евгений Леонов, Олег Табаков, Владимир Этуш. Но режиссер Виктор Титов утвердил Калягина. Все фразочки обаятельной «бразильянки» немедленно разошлись на цитаты. Телепостановка пьесы Брэндона Томаса снималась почти полностью в одном павильоне, и бюджет был скромный. Но в этой комедии главное — общий стиль гротеска, который выдержала вся съемочная группа.
Александр Калягин в театре
Началом своей артистической карьеры актер считает роль Поприщина в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Николая Гоголя. Успех к Калягину пришел в Театре имени Ермоловой, хотя первым для него стал Театр на Таганке.
Одна из ярких ролей времен ермоловского театра — помещик Ислаев в спектакле «Месяц в деревне» по пьесе Ивана Тургенева. Премьера постановки Екатерины Еланской состоялась в 1969 году, а спустя почти десять лет вышла и телеверсия.
В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник», а спустя год вместе с Ефремовым, которого позднее назвал своим учителем, он уходит во МХАТ имени Горького. Почти 30 лет работы на сцене прославленного театра пополнили творческую биографию актера самыми яркими образами.
В спектакле «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Гельмана Александр Калягин сыграл трагикомическую роль Лени Шиндина. Постановка стала настоящим событием в театральной жизни страны. Спустя несколько лет после столичной премьеры Калягин поставил эту пьесу в Анкаре.
В спектакле по пьесе Шатрова «Так победим!» Калягин воплотил образ Ленина. Работая над ролью, он прочел множество книг и самиздата. Пришлось осваивать политический текст, с которым в своей творческой биографии актер до этого момента не сталкивался. 80 из 85 страниц текста пьесы приходятся именно на образ Ленина. По сути, «Так победим!» стал моноспектаклем Александра Калягина. Эта работа в 1983 году принесла актеру Госпремию СССР, и в этом же году Калягин стал народным артистом РСФСР.
Александр Калягин всегда был любимцем режиссеров. Олег Ефремов, Никита Михалков, Михаил Швейцер, Роберт Стуруа. И сбывшаяся мечта — работа с Анатолием Эфросом. Именно Анатолий Васильевич назвал Калягина «эталонным актером».
Играть у одного из самых талантливых режиссеров отечественного театра Калягин мечтал, еще будучи студентом, с того момента, как побывал на открытых репетициях Эфроса в Центральном детском театре. Эфрос пригласил Калягина сыграть Гамлета, но спектакль так и не вышел. Но Александр Калягин все же сыграл в постановках Анатолия Васильевича две роли: Федю Протасова в «Живом трупе» Льва Толстого и Оргона в мольеровском «Тартюфе».
В 1992 году Александр Калягин создал свой театр Et Cetera. Основой труппы стали студенты мастерской из Школы-студии МХАТ. Сегодня театр — один из самых популярных в столице. Главные принципы — открывать новые пьесы, имена, приглашать талантливых режиссеров. Это сбывшаяся мечта. «Это чудо! В моем родном городе, на улице, где я бегал мальчишкой, стоит роскошный волшебный театр, похожий на волшебный замок, воплотившаяся мечта моего детства».