Светлый праздник Пасхи: саундтрек
Как на Руси отмечали Воскресение Христово
Пасха — главный православный праздник — в народной традиции вобрала в себя еще и множество дохристианских практик. И если во время Великого поста и особенно на Страстной неделе (последней неделе перед пасхальным воскресеньем) уклад жизни в деревнях почти не отличался от региона к региону, то для Святой недели (после Пасхи) в каждой местности был припасен собственный обряд.
Позади осталось Вербное воскресенье, когда в церквях освящали вербу с первыми «барашками». Прошел Чистый четверг, когда в избе все мылось и скоблилось, а хозяйки заготавливали впрок четверговую соль. И Страстная пятница, день самого строгого поста, в который даже младенцев отлучали от груди, тоже закончилась. В Красильную субботу Русь деревенская красила яйца, и, наконец, в ночь с субботы на воскресенье, после всенощной, наступала долгожданная Пасха.
Стихира Пасхе 5-го гласа, с запевом «Да воскреснет Бог» в исполнении О.П. Овчинниковой из города Белово Кемеровской области
Кричать Христа
«Христос воскресе из мертвых» — это главное молитвенное песнопение пасхальной службы (Пасхальный тропарь). Но в ряде деревень он звучал не только в церкви. Например, на Смоленщине исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». По названию ясно, что пели Пасхальный тропарь не себе под нос. Женщины, которым доверяли это важное дело, голосовых связок не жалели. Под этот тропарь на Радоницу (девятый день после Пасхи) посещали родительские могилы, в Егорьев день (6 мая) выгоняли скотину на первый выпас, а в Вознесение (через 40 дней после Пасхи) с иконой обходили посевы. Вообще «Христа кричали» в любой обстановке — на улице, во время гуляний, за работой, во время праздничных застолий.
Народная версия тропаря «Христос воскресе» в исполнении жительниц деревни Титково Кардымовского района Смоленской области
Где-то к каноническому тексту тропаря добавляли и от себя. Бога просили о самом главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Такие песнопения исследователи обнаружили в Бежецком районе Тверской области. Здесь же долгое время сохранялась традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери, защищая таким образом свое поселение от всяческих бед.
Тропарь Пасхи «Христос воскресе. Воскресните, братцы» в исполнении И.И. Андреевой из деревни Корино Бежецкого района Тверской области
Волочиться всегда пригодится
Во многих деревнях было принято на Святой неделе обходить дворы и поздравлять хозяев с Пасхой с помощью специальных песен. Таких обходчиков называли волочёбниками.
Волочёбная песня «Волочёбники, люди добрые» в исполнении жительниц деревни Городище Велижского района Смоленской области
Волочёбные обходы мог совершать любой, кто хотел разжиться чем-нибудь к празднику: считалось, что такой визит обещает хозяевам удачу и процветание. И за него принято было благодарить съестным или даже деньгами. Поэтому по дворам отправлялись и молодые, и старики, где-то только женщины, где-то только мужчины, а где-то деревню обходили сразу несколько пасхальных артелей. Поодиночке не ходили: в этом обрядовом хоре у всех были свои закрепленные роли. Начинать песни было доверено починальнику, остальные подхватывали. Кто не имел голоса, зато мог похвастаться крепким телосложением, становился мехоношей (носил мех, то есть мешок с полученным добром). Репертуар у волочёбников отличался богатством и разнообразием: были отдельные поздравительные песни для хозяев, для их сыновей, для незамужних девок и даже для вдов.
Волочёбная песня для парня «Что в поле, в поле да табун коней» в исполнении жительниц деревни Зеленая Роща Почепского района Брянской области
Волочёбная песня для девушки «А рано-рано Зоечка встала» в исполнении жительниц деревни Зеленая Роща Почепского района Брянской области
Волочёбная песня для вдовы «С-под крутой горы» в исполнении жительниц деревни Зеленая Роща Почепского района Брянской области
Такая процедура очень напоминала святочные колядки. Несмотря на религиозную торжественность Пасхи, с теми, кто не торопился нагрузить мехоношу, волочёбники не церемонились. На голову прижимистого хозяина могли сыпаться разнообразные укоры.
Волочёбная песня-корение «Хто не дасть яечка» в исполнении жительниц деревни Азарово Почепского района Брянской области
Чтобы ходить было веселее, с собой брали музыкантов. Они, засидевшись по домам в пост, охотно пользовались такой возможностью наконец официально разгуляться. Интересно, что в некоторых районах балалайки и гармошки были не в почете. На юге Псковской области, например, дома на Пасху обходили с цимбалами и скрипками.
Наигрыш на скрипке «Волочебная» в исполнении И.П. Ерошенкова из деревни Савченки Куньинского района Псковской области
Заканчивались такие обходы везде одинаково: когда мешок наполнялся, волочёбники накрывали на стол и продолжали праздник.
Волочёбная песня «И шли-бряли волочёбнички» в исполнении жительниц деревни Шумилово Велижского района Смоленской области
Катись, катись, яичко
Троекратные поцелуи (христосование) и битье яйцами в качестве пасхальной традиции дошли и до наших дней. А вот обычай катать яйца сейчас редко где увидишь. Хотя забава эта очень простая: по наклонной доске или желобку крашеное яйцо нужно скатить так, чтобы оно сбило разложенные внизу мелкие предметы. Если сбило — вещь забирают себе. Если нет — яйцо остается и может само стать призом для другого участника. Впрочем, без доски вполне можно было обойтись: яйца катали и по столу, и по траве. Где-то это детское развлечение считалось очень солидным: в Печорском районе яйца катали мужчины, причем пели во время этого хороводную песню.
Хороводная песня на Пасху «И у ворот сосна, она долга выросла» в исполнении А.Г. Киселёвой и К.В. Бурлаковой из деревни Любница Пыльвасского района Эстонского пограничья
Для женщин в этой местности были свои развлечения: они медленно ходили по улицам, держа друг друга под руки. Парни с девками проводили время подинамичней: на берегу озера они качались на качелях и водили хороводы.
Хороводная песня на Пасху «И как грянул гром да перед тучею» в исполнении А.Г. Киселёвой, К.В. Бурлаковой и Л.Н. Бурлаковой из деревни Любница Пыльвасского района Эстонского пограничья
Пошла Старица в бане париться
Весенние карагоды в селе Павличи Клинцовского района Брянской области
Хороводы на Пасху любили везде: во время поста церковь такие развлечения не одобряла, а на Святой неделе этот запрет снимался. Существовали специальные хороводы, которые водили только в это время. Так, в Брянской области хороводы (по-местному — карагоды) со Старцем водили только три дня — на Пасху, в следующий за ней понедельник и на Радоницу. Старец и Старица (выбирали на эти роли только мужчин) пачкали сажей лицо и руки, надевали рваное и грязное, вставали в центр круга. Сначала Старцы плясали, а потом исполняли коронный номер в игре «вождение Старца».
Рассказ о вождении старца с песней «Ой, старец мой» в селе Павличи Клинцовского района Брянской области
Обычаев, связанных с Пасхой, множество. В Перми первую мясную трапезу обязательно начинали с пельменей. В Енисейской губернии, чтобы приготовить четверговую соль, хозяйки клали в печь «воскресные дрова» — поленья, которые по одному откладывали каждое воскресенье в течение Великого поста. Считалось, что огонь из таких дров имеет особенную, очистительную силу. В Беларуси в землю зарывали телячьи кости — чтобы урожай не побило градом. Как бы ни отличались пасхальные ритуалы, смысл у них был один: радоваться Воскресению Христову и весеннему обновлению мира. В старину на Руси верили, что до самого Вознесения Христос будет ходить по земле. А значит, его надо хорошо встретить.