Музей-памятник «Спас на Крови»

г. Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, д. 2а
Ссылка скопирована
Автор: Неизвестен, Источник: https://www.goodfon.ru/wallpaper/sankt-peterburg-piter-st-1858.html

В историческом центре Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, привлекает внимание своим силуэтом, композицией и богатым декоративным убранством выполненный в «русском стиле» храм Воскресения Христова, более известный как «Спас на Крови».

Храм возводился с 1883 по 1907 год, в период царствования императоров Александра III и Николая II, по проекту архитектора А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), на месте смертельного ранения Александра II. Освященный в честь Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX — начала XX века.

Интерьер собора, его стены, сень над местом смертельного ранения императора, уникальнейший мозаичный пол, иконостас и киоты поражают воображение разнообразием самоцветов и поделочного камня; здесь собраны алтайские и уральские разновидности яшмы, родонит, порфир, лабрадорит, итальянские мраморы и серпентинит. Изящны по рисунку многочисленные изразцы, украшающие фасады и барабан центрального шатра. Их цветовой гамме вторит синяя, желтая, белая и зеленая черепица. Нарядность храма подчеркивают золоченые и эмалевые купола площадью более 1 000 кв. м, не имеющие аналогов в истории русского эмальерного искусства.

Особую неповторимость внешнему убранству храма придают его многочисленные мозаичные иконы, отличающиеся разнообразием цветовых сочетаний, а также выполненные в технике мозаики 134 герба губерний, областей и городов Российской империи, жители которых внесли пожертвования на строительство.

В соборе находится одно из крупнейших в Европе собраний мозаики, общей площадью более 7 000 кв. м. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника, в том числе В. Беляев, В. Васнецов, М. Нестеров, А. Рябушкин, Н. Харламов.

Одной из особых достопримечательностей каменного убранства храма является сень над местом смертельного ранения Александра II, стилизованная под шатер и воспроизводящая формы деревянных Царских мест XVI–XVII веков. Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами, в его центре находились выложенные из топазов и заключенные в серебряную оправу звезды. Завершал восьмигранный шатер сени позолоченный крест, украшенный 112 драгоценными топазовыми камнями.

Музей-памятник «Спас на Крови» входит в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» — «Музея четырех соборов».

Подробнее на

Скачать приложение